ПЛЕХАНОВ Г.В.
О ТАК НАЗЫВАЕМЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ИСКАНИЯХ В
РОССИИ
СТАТЬЯ ПЕРВАЯ
О РЕЛИГИИ
ЕЩЕ О РЕЛИГИИ
О ТАК
НАЗЫВАЕМЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ИСКАНИЯХ В РОССИИ
Статьи под этим
названием появились в период оживления реакционных настроений среди русской
буржуазной и мелкобуржуазной интеллигенции
после поражения революции 1905—1907 гг. Анализируя классовые корни этих настроений, Ленин писал в сентябре
1909 г.: «Эта проповедь
[богостроительства] стала систематической именно в последние полтора
года, когда русской буржуазии в ее контрреволюционных целях понадобилось оживить религию, поднять спрос на религию, сочинить религию,
привить народу или по-новому укрепить в народе религию. Проповедь богостроительства приобрела поэтому общественный, политический
характер...» (Соч., т. 16, стр. 30).
Вопрос о
богостроительстве, наряду с, вопросом о других течениях, появившихся в эти годы среди социал-демократов,
был рассмотрен в июне 1909 г. на
совещании Большевистского Центра — расширенной редакции «Пролетария».
Резолюция, принятая на этом совещании, резко осудила богостроительство, «...особенно ярко пропагандируемое в статьях т. Луначарского,
как течение, порывающее с основами марксизма, приносящее по самому существу своей проповеди, а отнюдь не одной терминологии, вред революционной социал-демократической
работе...» («КПСС в резолюциях и
решениях съездов, конференций и пленумов ЦК», ч. I, изд. 7, Госполитиздат, 1953, стр. 222).
Уже значительно
позднее, в 1913 г., Ленин в письме к Горькому так охарактеризовал религиозные искания русской
интеллигенции: «Богоискательство отличается от богостроительства или
богосозидательства или боготворчества и т. п. ничуть не больше, чем
желтый чорт отличается от чорта синего».
Далее Ленин пишет: «...всякая идея о всяком боженьке, всякое кокетничанье даже
с боженькой есть невыразимейшая мерзость... именно потому это — самая опасная мерзость, самая гнусная «зараза»» (Соч.,
т. 35, стр. 89-90).
Плеханов придавал
большое значение борьбе против этой опасности. Получаемые им из России письма
выражали тревогу по поводу все большего
распространения религиозной заразы среди интеллигенции, содержали настойчивые просьбы высказаться по этим
волнующим всех вопросам, говорили о нетерпении, с которым читатели
ждали его статей о религии.
Статьи «О так называемых религиозных исканиях в
России» были напечатаны в журнале
«Современный мир». Они появились одна за другой в № 9, 10 и 12 журнала
за 1909 г. В 1910 г. в свой сборник «От обороны
к нападению» Плеханов включил только первые две статьи. Этим, очевидно,
объясняется тот факт, что он выкинул из первой статьи, опубликованной в № 9 «Современного мира», всю первую
главу, кроме последнего абзаца,
представляющую собою введение ко всем трем статьям и даже к четвертой, которая вообще осталась ненаписанной
и которую Плеханов думал посвятить
сборнику «Вехи». В XVII т.
Сочинений Плеханова введение также
опущено, как и в сборнике «От обороны к нападению». Однако оно представляет
большой интерес и при перепечатке всей серии статей нами полностью
восстановлено. Восстановлены также заключительные
абзацы первой статьи, носящие общий характер и отсутствующие в Сочинениях. В Настоящем издании статья печатается полностью
в том виде, как она появилась в журнале, но с заключением в угловые скобки тех мест, которые не вошли в
текст сборника «От обороны к нападению». Наряду с этим изменена и
нумерация глав первой статьи, поскольку в сборнике и Сочинениях она дана без
учета первой главы.
Отмечая эти разночтения, все же надо признать, что
текст сборника «От обороны к нападению» является для первых двух статей
наиболее точным. Плеханов подготовлял этот
сборник к печати и, очевидно, держал его корректуры. Разночтения
представляют собой чисто стилистические поправки — иногда это более удачная
формулировка, иногда заострение мысли, более резкое выражение.
В XVII т. Сочинений перепечатка первых двух статей
производилась из сборника «От обороны к нападению». Третья статья
перепечатывалась из № 12 «Современного мира».
В Настоящем издании публикация производится по тексту этих источников с указанными дополнениями из журнала «Современный мир». Мелкие стилистические поправки не оговариваются.