330
II
Религию
можно определить как
более или менее стройную систему
представлений, настроений, и действий. Представления образуют мифологический
элемент религии; настроения относятся к области религиозного чувства, а действия — к области религиозного поклонения или, как говорят иначе, культа. Мы должны прежде всего и больше всего остановиться на
мифологическом элементе религии.
Греческое слово «миф» значит — рассказ. Человека
поражает известное — все равно, действительное или мнимое — явление. Он старается объяснить себе, как оно
произошло. Так возникают мифы. Пример: древние греки верили в существование богини Афины (Минервы). Как произошла эта богиня?
У Зевеса болела голова и, должно
быть, болела очень уж сильно, потому что он решился обратиться к помощи
хирургии. Роль хирурга выпала на долю
Гефеста (Вулкана), который вооружился секирой и так сильно хватил царя
богов по голове, что она раскололась, и из нее выскочила богиня Афина *.
Другой пример:
* [Примеч. из сборн. «От обороны к нападению»] 1. — По поводу моего указания на миф, сообщавший о
происхождении богини Афины, г. В.
Розанов в «Новом Времени» от 14-го октября 1909 г. упрекнул меня в том, что я
будто бы забыл сказать, какое же явление объяснялось у греков Палладой-Афиной и особым способом; ее
происхождения. Но мой удивительный критик, сам доводящий до сведения
своего читателя, что он не дал себе труда прочитать мою статью, просто-напросто
не понял, о чем я говорю. Я привел рассказ о происхождение Афины из головы Юпитера в качестве мифа, объясняющего, как
произошла богиня Афина... А почему она произошла так, а не
иначе, это уже совсем другой вопрос, на
который отвечают не мифы, а науки — история религий и социология.
О любезностях, с которыми обращается ко мне г. В. Розанов, толковать не стоит: на юродивых не обижаются, особенно когда
они выступают в «Новом Времени». Интересно в психологическом
отношении одно: известно ли г. В. Розанову, как объясняет современная наука
особенность мифа о происхождении
Паллады-Афины? В этом весьма позволительно, усомниться [стр. 187].
331
древний
еврей спрашивал себя: откуда произошел мир? На этот, вопрос ему отвечал рассказ
о шести днях творения и о создании человека из праха земного. Третий
пример: современный австралиец
племени Эрентэ хочет знать, откуда взялась луна. Это его любопытство удовлетворяется рассказом о том, как в старину,
когда еще не было луны на небе, умер и похоронен был один человек — Опоссум *. Скоро этот человек воскрес и вышел из
могилы в виде мальчика. Его сородичи перепугались и пустились бежать, а он стал преследовать их, крича: «Не бойтесь, не бегите, а не то вы совсем умрете. Я же, хотя
умру, но воскресну на небе». И вот он
вырос, состарился, потом умер, но затем появился в виде луны и с тех пор он периодически умирает и воскресает **. Так объясняются не только
происхождение луны, но и ее периодические исчезновения и появления. Я не
знаю, удовлетворит ли такое объяснение
кого-нибудь из наших нынешних «богоискателей»; полагаю, однако, что — никого. Но австралийского туземца оно удовлетворяет, так
же как удовлетворял грека известного периода рассказ о появлении Афины из
головы Юпитера или древнего еврея рассказ о шести днях творения. Миф
есть рассказ, отвечающий на вопросы: почему?
и каким образом? Миф есть
первое выражение сознания человеком
причинной связи между явлениями.
Один
из самых выдающихся немецких этнологов нашего времени говорит:
«Миф есть выражение первобытного миросозерцания («Mythus ist der Ausdruck primitiver
Weltanschauung») ***. И это в самом деле так. Необходимо очень примитивное миросозерцание для
того, чтобы верить, будто луна есть вышедший из могилы и вознесшийся на небо человек — Опоссум. В
чем же состоит главная отличительная черта
этого миросозерцания? Она состоит в том, что человек, его держащийся,
олицетворяет явления природы.
Все эти явления представляются
первобытному человеку действиями
особых существ, имеющих, подобно ему, сознание,
потребности, страсти, желание и волю. Уже на очень ранней ступени развития эти
существа, будто бы вызывающие своими действиями известные явления природы,
приобретают в представлении первобытного человека характер духов, и,
*
Опоссум — небольшое австралийское животное, принадлежащее к сумчатым. Мы еще
увидим, каким образом, согласно представлениям дикарей, можно быть человеком и
опоссумом или же каким-нибудь другим животным.
** A. van Gennep, Mythes et legendes d'Australie, Paris,
p. 38. [А. ван Женнеп,
Мифы и легенды
Австралии, Париж, стр. 38.]
*** D—r P. Ehrenreich, Die
Mythen und Legenden der südamerikanischen Urvölker und ihre Beziehungen zu denen Nordamerikas und der А1ten Welt, Berlin 1905, S.10. [Д-р П. Эренрейх,
Мифы
и легенды южноамериканских
дикарей в сопоставлении с мифами и легендами Северной Америки и Старого света,
Берлин 1905, стр. 10.]
332
таким образом,
складывается то, что Тейлор назвал анимизмом.
«Принимают, — говорит этот
исследователь, — что духовные существа управляют явлениями
материального мира и жизнью человека или влияют на них здесь и за гробом; так как, далее, думают, что они сообщаются с людьми,
что поступки последних доставляют им
радость или неудовольствие, то рано или поздно вера в их существование
должна привести естественно и, можно даже сказать, неизбежно к действительному почитанию их или желанию их умилостивить.
Таким образом, анимизм в его полном
развитии обнимает собою верования в управляющие божества и подчиненные
им духи, в душу и в будущую жизнь — верования, которые переходят на практике в действительное поклонение» *.
Это тоже правильно; но
нужно помнить, что иное дело — вера в существование духов, а иное дело —
поклонение им; иное дело — миф, а
иное дело — культ. Первобытный человек верит в существование
множества духов, но поклоняется он лишь некоторым из них **. Культ возникает из
соединения анимистических идей с известными религиозными действиями. Нам,
разумеется, нельзя будет миновать вопроса о том, чем обусловливается это
соединение, но мы не должны забегать вперед. Теперь нам нужно ознакомиться с
происхождением анимизма. Тэйлор справедливо
замечает, что первобытный анимизм
служит воплощением сущности спиритуалистической философии в ее
противоположности философии материалистической ***. Но если это так, то
изучение анимизма окажет нам двойную
услугу: оно не только будет способствовать
выяснению наших понятий о первобытных мифах, на и раскроет перед нами
«сущность спиритуалистической философии». А
этим никак нельзя пренебрегать в такую эпоху, когда многие стремятся воскресить философский спиритуализм ****.
* Эдуард Б. Тейлор, Первобытная культура, т. II, СПБ. 1897, стр. 101.
Ср.
также: Elie Reclus, Les croyances
populaires, Paris 1907, p. p. 14—15 [*Эли Реклю, Народные верования, Париж 1907, стр.
14—15] и Вундт, Völkerpsychologie, II.
Band, 2-er Theil, S. 142 [Народная психология, т. II, ч. 2, стр. 142] и след.
** «Vermenschlichung und Personifizierung von Naturerscheinungen, — справедливо
говорит Эренрейх, — bedingen an sich noch kein religiöses Bewußtsein» [«Очеловечение и персонификация
явлений природы сами по себе еще не обусловливают никакого религиозного
сознания»] (Цит. соч., стр. 25).
*** Тэйлор,
цит. соч., стр. 8 2.
****
Интересно отметить, что анимизм нашел очень яркое выражение в одном из стихотворений Е. А. Баратынского.
Вот это стихотворение («Приметы») 3:
Пока человек естества не пытал
Горнилом, весами и мерой,
333
Но детски вещаньем природы внимал,
Ловил ее знаменья с верой;
Покуда природу любил он, она
Любовью ему отвечала:
О нем дружелюбной заботы полна,
Язык для него обретала.
Почуя беду над его головой,
Вран каркал ему в спасенье,
И замысла, в пору смирясь пред судьбой,
Воздерживал он дерзновенье.
На путь ему выбежав из лесу волк,
Крутясь и подъемля щетину,
Победу пророчил, и смело свой полк
Бросал он на
вражью дружину.
Чета голубиная, вея над ним,
Блаженство любви прорицала.
В пустыне безлюдной он не был одним:
Нечуждая жизнь в
ней дышала.
Баратынский наивно сожалел о том, что успехи ума лишили человека анимистических иллюзий:
Но чувство презрев, он
доверил уму,
Вдался в суету изысканий...
И сердце природы закрылось
ему,
И нет на земле прорицаний.
Это, конечно,
смешно, как заметил еще Белинский 1. Но
анимистический взгляд все-таки выражен Баратынским как нельзя
более ярко.
726
1 Перепечатывая первые две статьи в 1910 г. в
сборнике «От обороны к нападению», Плеханов снабдил их новыми примечаниями,
которые приводятся здесь
с указанием страниц этого сборника.
К
стр. 332
1
См. Э. Тэйлор, Первобытная культура, Соцэкгиз,
1939, стр. 265.
2 См. там же,
стр. 264.
3
См. Е. Баратынский, Стихотворения, «Советский писатель», 1948, стр.
166-167.
1 В статье, посвященной творчеству Е.
Баратынского, Белинский дает оценку
стихотворения «Приметы», заканчивая ее следующей репликой: «Коротко и
ясно: все наука виновата! Без нее мы жили бы не хуже ирокезов...» (В. Г. Белинский, Полное собрание сочинения, т. VI, АН СССР, 1955, стр. 471).