409
IV
Изо всего написанного нами читатель, может быть, сделает то заключение, что мы не признаем никаких заслуг за нашим деспотизмом. Но это было бы не совсем верно. И за русским деспотизмом есть несомненные исторические заслуги, и главнейшая из них та, что он занес в Россию семя своей собственной гибели. Правда, он был вынужден к этому соседством с Западной Европой, но он все-таки сделал это и заслуживает самой искренней признательности с нашей стороны.
Старая московская Русь отличалась совершенно азиатским характером. Он бросается в глаза как в экономическом быте страны, так и во всех нравах и во всей системе государственного управления. Москва была своего рода Китаем, но этот Китай находился не в Азии, а в Европе. Отсюда — то существенное различие, что, между тем как настоящий Китай всеми силами отбивался от Европы, наш московский Китай еще со времен Ивана Грозного с оружием в руках стремился прорубить себе в нее хоть маленькое окошечко. Петру удалось решить эту великую задачу. Он совершил огромный переворот, спасший
410
Россию от окостенения. Но царь Петр мог сделать лишь то, что было доступно царской власти. Он завел постоянное, по-европейски вооруженное войско и европеизировал систему нашего государственного управления. Словом, к азиатскому туловищу Московской Руси «царь-плотник» приделал европейские руки. «На социальной основе, восходившей чуть ли не к одиннадцатому столетию, явилась дипломатия, постоянная армия, бюрократическая иерархия, промышленность, удовлетворявшая вкусам роскоши, школы, академии» и проч., прекрасно говорит Рамбо об этом периоде нашей истории. Сила новых, европейских рук, оказывая России большие услуги в ее международных сношениях, невыгодно отражалась на многих сторонах ее внутреннего быта. Вздернув Россию, по выражению Пушкина, «на дыбы», великий царь раздавил народ под бременем налогов и довел деспотизм до неслыханной степени могущества. Все учреждения, хоть отчасти сдерживавшие царскую власть, были уничтожены, все предания и обычаи, хоть немного охранявшие его достоинство, были забыты, и тотчас по смерти Петра начинаются те «лейб-кампанские» шалости, благодаря которым история русского императорства долгое время была, по выражению одного итальянского писателя, трагедией nel un lupanar*. Петровская «реформа» нравилась нашим царям и царицам больше всего потому, что она страшно усилила самодержавную власть. Что же касается до начатой Петром «культурной работы», то они отбояривались от нее до последней возможности, и нужны были потрясающие события для того, чтобы русские монархи вспоминали о русской «культуре». Так, несчастный исход крымской войны заставил, как мы уже сказали, вспомнить о ней Александра II. Крымский погром показал, какое огромное расстояние отделяет нас от Западной Европы. Между тем как мы почивали на лаврах, пожатых во время наполеоновских войн, и возлагали все свои надежды на азиатское терпение нашего солдата да на молодецкие свойства русского штыка, передовые народы Европы сумели воспользоваться всеми успехами новейшей техники. Волей-неволей приходилось пошевеливаться и нам. Государству нужны были новые средства, новые источники доходов. Но для того, чтобы найти их, необходимо было уничтожить крепостное право, сильно стеснявшее тогда наше промышленное развитие. Александр II сделал это, и после 19 февраля 1861 г. можно было сказать, что наш абсолютизм совершил в пределах земных все земное.
С начала шестидесятых годов в России стали назревать новые общественные потребности, которых самодержавие не может удовлетворить, не переставши быть самодержавием.
* [в доме терпимости.]
411
Дело в том, что европейские руки мало-помалу оказали огромное влияние на туловище нашего общественного организма. Из азиатского оно само стало постепенно превращаться в европейское. Для поддержания учреждений, заведенных Петром в России, нужны были, во-первых, деньги, во-вторых, деньги и, в-третьих, деньги. Выбивая их из народа, правительство тем самым содействовало развитию у нас товарного производства. Затем для поддержания тех же учреждений нужна была хоть какая-нибудь фабрично-заводская промышленность. Петр положил начало этой промышленности в России. Сначала — и совершенно сообразно своему происхождению — эта промышленность находилась в совершенно подчиненных, служебных отношениях к государству. Она была закрепощена на службе у него, подобно всем прочим общественным силам в России. Она сама держалась крепостным трудом крестьян, приписанных к фабрикам и заводам. Но тем не менее она все-таки делала свое дело, причем ей сильно помогали все те же международные отношения. Успехи русского экономического развития в период времени, протекший от Петра до Александра II, лучше всего видны из того обстоятельства, что тогда как реформы Петра требовали усиления крепостной зависимости крестьян, реформы Александра II немыслимы были без ее уничтожения. В 28 лет, отделяющие нас от 19 февраля 1861 года, русская промышленность так быстро двигалась вперед, что отношения ее к государству изменились самым существенным образом. Когда-то совершенно подчиненная ему, она стремится теперь подчинить его себе, поставить его в служебные к себе отношения. Нижегородское ярмарочное купечество в одной из челобитных, почти ежегодно подаваемых им правительству, наивно называет министерство финансов органом торгово-промышленного сословия. Предприниматели, прежде не умевшие шагу ступить без указаний правительства, требуют теперь, чтобы правительство следовало их указаниям. Те же нижегородские купцы выражают скромное желание, чтобы меры, могущие повлиять на состояние нашей промышленности, принимались не иначе, как с одобрения представителей от их «сословия». В деле русского экономического развития песенка абсолютизма оказывается, таким образом, Уже спетой. Его опека не только уже не нужна, но прямо вредна нашей промышленности. И недалеко то время, когда наше «торгово-промышленное сословие», испытав тщетность кротких увещаний, вынуждено будет более строгим голосом напомнить царизму о том, что tempora mutantur et nos mutamur in illis*.
* [времена меняются, и мы меняемся вместе с
ними.] У
нас обыкновенно думают, что раз правительство вводит покровительственный таможенный тариф и
не скупится на субсидии той или иной акционерной
компании, то, значит, наша буржуазия не имеет никаких
412
Г-н Тихомиров, когда-то превозносивший «настоящего» крестьянина как грозную революционную силу, указывает теперь на его реакционные свойства, как на нечто само собою подразумевающееся. Именно «мужичка» имеет он в виду, когда говорит, что десятки и десятки миллионов населения не хотят у нас слышать ни о чем, кроме царизма. Подобно прокурору в шуточном стихотворении «Речь Желеховского» 1, он готов умильным голосом воскликнуть теперь:
Христу благодарение,
В мужичке для нас спасение.
И действительно, мужичок спас бы г. Тихомирова и его нынешних «единомышленников», если бы г. Тихомиров и его нынешние единомышленники могли спасти мужичка, завещанного нам добрым старым временем. Но «его не спасет никакая уж сила».
причин быть
недовольной им. Это взгляд совершенно ошибочный. Одних добрых намерений в
этом случае, как и во всех других, еще недостаточно: нужно уменье, а
его-то и нет у нашего правительства. И. С. Аксаков, которого в этом случае вдохновляло наше
московское купечество, утверждал, например,
в своей «Руси» (от 30 октября 1882 г.), что все усилия наших купцов и промышленников найти новые внешние рынки
для сбыта своих товаров «не только встречают слабую поддержку со стороны
русской администрации, но, можно
сказать, беспрестанно парализуются отсутствием ясно сознанной общей торговой
политики в нашем правительстве». Отсутствие это он объяснял тем совершенно
верным соображением, что «таков уж наш
бюрократический строй, в котором все части управления распределены по ведомствам, в ущерб целому, и каждое
ведомство чуть не государство в
государстве». В доказательство он приводит такие доводы: «Министерство финансов, например, вырабатывает и
устанавливает целую систему поощрений и поддержек русской промышленности
и торговли, между прочим, и тариф для
ввозимых в Россию иностранных товаров, а железнодорожные управления, которыми ведает другое министерство, министерство
путей сообщения, устанавливают такой провозный железнодорожный тариф, который приводит тарифные
комбинации министерства финансов к совершенному нулю и покровительствует
иностранной торговле в ущерб русской. А третье министерство, внутренних дел,
ведающее не искусственные, а
натуральные дороги, запускает и доводит до непроездности важный старинный
торговый тракт, а министерство иностранных дел вдруг заключит какой-либо
трактат без внимательного соображения с русскими торговыми интересами (хоть бы допустив, например, в Берлинском трактате
обязательство для Болгарии руководиться турецким тарифом, самым неблагоприятным для России и самым благоприятным
для Англии с Австрией, и т. д. и т.
д.)». В следующем номере «Руси» Аксаков утверждал, что всякое ограждение интересов русской промышленности
нашим предпринимателям приходилось брать «просто с боя, т. е. после долгих и
упорных настоятельств». Там же, по поводу вопроса о кавказском транзите,
редактор славянофильского органа,
которого, повторяем, вдохновляли в этом случае московские фабриканты, говорит, что «наш промышленный мир», недовольный направлением, приданным этому вопросу
в Петербурге, «пристыжен, смущен, скорбит духом и уже утратил всякую1
надежду на энергическую поддержку русских национальных (sic!)
интересов в петербургской официальной сфере». Кажется, ясно!
413
Развитие товарного и капиталистического производства радикально изменило быт трудящегося населения России. Наш московский и петербургский деспотизм опирался на неразвитость сельского населения, которое жило при экономических условиях, восходивших, по вышеприведенному выражению Рамбо, чуть ли не к XI веку. Капитализм привел к полному расстройству наших старых патриархальных деревенских отношений. Г. II. Успенский, с фотографической верностью изобразивший «настоящего» мужика в своих очерках, признается, что этому мужику уже недолго жить на свете, что старые деревенские порядки разлагаются, что в деревне образуются два новые «сословия»: буржуазия и пролетариат, который по мере своего возникновения покидает деревню и идет в города, в промышленные центры, на фабрики и заводы.
Что развитие пролетариата революционизирует общественные отношения — это известно всякому, даже не обучавшемуся в семинарии. Все знают, какую роль играл рабочий класс в новейшей истории Европы. В современном европейском обществе, где господствующие классы представляют отвратительнейшее зрелище лицемерия, лжи, разврата, обмана, биржевых спекуляций и политической подкупности, он является единственной опорой и единственной надеждой всех искренних и мыслящих сторонников прогресса.
В нашем отечестве образование этого класса имеет еще большее значение. С его появлением изменяется самый характер русской культуры, исчезает наш старый, азиатский экономический быт, уступая место новому, европейскому. Рабочему классу суждено завершить у нас великое дело Петра: довести до конца процесс европеизации России. Но рабочий класс придаст совершенно новый характер этому делу, от которого зависит самое существование России как цивилизованной страны. Начатое когда-то сверху, железной волей самого деспотичного из русских деспотов, оно будет закончено снизу), путем освободительного движения самого революционного изо всех классов, какие только знала история. Герцен замечает в своем «Дневнике», что в России, собственно говоря, нет народа, а есть только коленопреклоненная толпа и палач. В лице рабочего класса в России создается теперь народ в европейском смысле этого слова. В его лице трудящееся население нашего отечества впервые встанет во весь рост и позовет к ответу своих палачей. Тогда пробьет час русского самодержавия.
Таким образом, неотвратимый ход исторического развития разрешает все
те противоречия, которые характеризовали у нас положение не только
революционной, но и вообще всякой «интеллигенции». Русская «интеллигенция»
сама есть плод, хотя правда, совершенно нечаянный, петровского переворота, т.
е.
414
начавшегося с тех пор обучения молодежи в «школах и академиях». Устроенные более или менее по-европейски, школы эти прививали обучавшемуся в них юношеству многие европейские понятия, которым на каждом шагу противоречили русские порядки и прежде всего практика самодержавия. Понятно поэтому, что часть русских образованных людей, не удовлетворяясь величественной перспективой табели о рангах, становится в оппозиционное отношение к правительству. Так образовался у нас слой, обыкновенно называемый интеллигенцией. Пока этот слой существовал на социальной основе, восходившей чуть ли не к одиннадцатому столетию, до тех пор он мог «бунтовать» и увлекаться какими ему угодно утопиями, но не мог ровно ничего изменить в окружающей его действительности. В общем ходе русской жизни этот слой был слоем «лишних людей», он весь представлял собою какую-то «умную ненужность», как выразился Герцен о некоторых из принадлежавших к нему разновидностях. С разрушением старой экономической основы русских общественных отношений, с появлением у нас рабочего класса дело изменяется. Идя в рабочую среду, неся науку к работникам, пробуждая классовое сознание пролетариев, наши революционеры из «интеллигенции» могут стать могучим фактором общественного развития, — они, которые нередко в полном отчаянии опускали руки, напрасно меняя программу за программой, как безнадежный больной напрасно бросается от одного медицинского снадобья к другому. Именно в среде пролетариата русские революционеры найдут себе ту «народную» поддержку, которой у них не было до последнего времени. Сила рабочего класса спасет русскую «революцию» от обессиления, о котором теперь с довольной улыбкой на устах говорят г. Тихомиров и его «единомышленники». «Единоличные бунты», действительно, не способные разрушить какую бы то ни было политическую систему (а всякое движение одной «интеллигенции» есть не более, как известное число «единоличных бунтов»), эти единоличные бунты сольются с массовым «бунтом» целого класса, как отдельные ручейки сливаются с широкою рекою.
Теперь есть еще время, теперь пока еще не поздно. Поймет ли наша «интеллигенция» свое положение, сумеет ли она войти в ту благодарную роль, которую отводит для нее история?
Поймет или нет, но события ждать ее не станут. Отсутствие союзников из «интеллигенции» не помешает нашему рабочему классу сознать свои интересы, понять свои задачи, выдвинуть вожаков из своей собственной среды, создать свою собственную, рабочую интеллигенцию. Такая интеллигенция не изменит его делу, не оставит его на произвол судьбы.
Нужно, однако, еще раз заметить, что в своей борьбе с самодержавием рабочий класс будет, по всей вероятности, не один,
415
хотя, разумеется, только он один способен придать ей решительный оборот. Само положение дел необходимо будет толкать на посильную для нее борьбу всю нашу буржуазию, т. е. наше «общество», наш торгово-промышленный мир, наших помещиков, этих дворян в мещанстве, и, наконец, даже деревенское «третье сословие».
Колупаевы и Разуваевы 1 до такой степени нелепы и консервативны, что на первый взгляд кажется, будто они призваны служить в будущем незыблемой основой «порядка». Со временем они действительно войдут в эту роль, но они по необходимости должны предварительно пережить свой «период бурных стремлений».
Наша финансовая система основана на закрепощении крестьянина государству, которое берет от него «все, что угодно представить», руководствуясь нехитрым соображением: «ён достанет!» 2. Всевыносящий «он» долго оправдывал эту лестную для него уверенность, но теперь и его удивительная способность к «доставанию» приходит в упадок. Как мы уже сказали, «ён» переживает процесс дифференциации, превращаясь в пролетария, с одной стороны, и в кулака — с другой. Так как из легкомысленных пролетариев не много может выбить самое усердное и бдительное начальство, то тяжесть лежащих на общине податей все более и более падает на зажиточных общинников. Правда, те стараются вознаградить себя присвоением брошенных пролетариями участков; однако нетрудно понять, что они по отношению к податям и налогам ни в каком случае не могут являть из себя таких бессребренников, каким был добрый старый «ён». В своем простодушии «ён» мечтал лишь о том, чтобы вести самостоятельное хозяйство, и когда ему удавалось это — а при старых порядках это удавалось ему в огромнейшем большинстве случаев, — его можно было закрепостить государству, отбирая все известные и неизвестные экономистам категории дохода, кроме самой жалкой заработной платы. Кулак не может удовольствоваться такой платой. Он должен отдать ее своему батраку, а для себя ему нужно обеспечить приличную прибыль. Но это немыслимо без коренных изменений в русском финансовом хозяйстве, изменений, которые будут под силу лишь представителям всей страны. И но нужно быть пророком, чтобы наперед знать, что по этому поводу произойдут сильные неудовольствия между кулаком и его «батюшкой-царем».
Так русский абсолютизм подготовлял и подготовляет свою собственную гибель. Недалеко то время, когда он сделается совершенно невозможным в России, и уж, конечно, не много найдется у нас образованных людей, которые пожалеют об этом. Можно и даже полезно спорить относительно того, какими путями добиваться нам политической свободы. Но между честными
416
и развитыми людьми не может быть вопроса о том, нужна ли нам эта свобода? «Мы достаточно знаем, что такое наш старый абсолютизм. Поэтому прочь всякие компромиссы! Прочь всякая нерешительность! За горло его, и колено ему на грудь!»*.
* Слова Лассаля из его речи «Was nun?». [«Что же теперь?»] 1