481
ОБ ИЗУЧЕНИИ ФИЛОСОФИИ
Один товарищ в интересном письме ко мне делает мне лестное предложение, на которое я считаю полезным ответить печатно. Вот что пишет он.
Указав на то, как силен в среде сознательных пролетариев интерес к изящной литературе и философии, он продолжает:
«Мне кажется, не только мрачные политические условия толкают мысль к философским вопросам, но и конкретный материал, клином врезавшийся в сознание масс. Нужно это привести в порядок. Вот почему теперь так жадно берутся за философию, вот почему возможны такие факты. Из Казани мне пишут: «Больше всего интересуют вопросы философские», и добавляют в кавычках — «злоба дня»... В Вене на русское первое мая назначен реферат не по чему другому, как по философии.
Теперь снова пробуждаются политические интересы, но вопросы философские еще долго будут преобладать и, конечно, в значительной мере останутся и при новых условиях одним из ценнейших завоеваний нашей теперешней мрачной эпохи.
Интересно сделать все возможное, чтобы дать пищу этим исканиям и перехватить интерес у масс в пользу наиболее реального миросозерцания.
Недавно один рабочий (из здешних) писал мне: «Я пробую читать по философии, я напрягаюсь, думаю и не понимаю. А времени мало. Его отнимает фабрика. Ужели вы, интеллигенты, не написали чего-нибудь проще, понятнее»...
Необходимо «введение в философию» на основе научного марксизма и естественных наук, систематически... если не излагающее, то, по крайней мере, ставящее все наиболее существенные вопросы этой дисциплины.
482
Никто не мог бы исполнить эту задачу лучше,
чем Вы, если Вы уже не заняты этим или подобным. Тогда с марксистского
произведения
будут начинать те, кто теперь принужден блуждать по Паульсенам, Вундтам и проч.
Таково мое предложение и желание моих друзей».
Начну с предложения моего корреспондента, выражающего желание его друзей. Как ни лестно
оно для меня, но я, имея множество других обязательств, к сожалению, не могу
принять его в настоящее время. Да и нужно ли
браться за него именно мне? Вот уже более двух лет у меня лежит
«Введение в философию диалектического
материализма», написанное одним очень компетентным
товарищем. Несмотря на все свои усилия, я не могу найти для него издателя 1. Почему?
Очевидно, потому, что издатели, к
которым я обращался — а я обращался к очень многим, — не надеются на сбыт «Введения», написанного материалистом. Но если бы издатель нашелся, то
потребность, правильно отмечаемая моим корреспондентом, была бы в значительной степени удовлетворена. Говорю: в
значительной степени, а не всецело,
потому что лежащее у меня «Введение», может
быть, не обладает всей той популярностью, какая желательна автору письма. Но я ручаюсь за то, что оно
все-таки рассеяло бы множество
вреднейших предубеждений. Если бы кому-нибудь
из товарищей, интересующихся философией, удалось найти издателя для этого сочинения, то у нас было бы гораздо меньше оснований жаловаться на отсутствие
подходящего руководства по философии.
Издатели хорошо знают читающую публику. Им известно, что материализм обретается у нее теперь не в «авантаже». Но если издатели, по-своему, правы, то виноваты в этом отчасти мы сами, т. е. те из нас, социал-демократов, которые приобретают философские книги. Вот интересный пример. Летом 1892 г. я издал за границей со своими примечаниями и с приложением одной главы из знаменитой книги «Святое семейство» русский перевод классического сочинения Энгельса «Людвиг Фейербах». Летом 1905 г. понадобилось другое издание его. Почти в то же время мой перевод вышел (за исключением некоторых примечаний) в Петербурге 21. Это было время, когда читающая публика жадно расхватывала всякое печатное произведение, носившее имя более или менее известного социалистического писателя. Я был убежден, что «Людвиг Фейербах», выпущенный в Петербурге в довольно ограниченном количестве экземпляров, разойдется в самое короткое время. Оказалось, что его спрашивали очень мало. И я могу это объяснить себе только тем, что даже читатели-социалисты искали чего-нибудь «поновее», чем философия диалектического материализма. Поэтому, когда товарищи оплакивают отсутствие на русском языке
483
руководящих сочинений по философии, я неизменно спрашиваю их: — «А читали ли вы Энгельсова «Людвига Фейербаха»?» — И чаще всего мне отвечают: — Нет, не читал. — И такой ответ нередко дают даже люди, хорошо знакомые с «философскими» сочинениями какого-нибудь Богданова. И, слушая такие ответы, я теряю всякую охоту толковать о том, что надо читать по философии...
Автор письма говорит святую истину: философские вопросы долго еще будут привлекать к себе едва ли не главное внимание нашей читающей публики. Это понятно. Философия служит у нас теперь наиболее надежным орудием приспособления нашего общественного сознания к нашему общественному бытию. Бытие, как-никак, принимает буржуазный характер; такой же характер должно принять и сознание. И этому деятельно помогает философия.
Но не всякая философия годится для приспособления буржуазного общественного сознания к буржуазному общественному бытию. Для этого в настоящее время годится только идеалистическая философия. Оттого и нет спроса на философские сочинения, написанные материалистами.
Но ведь в состав читающей публики входят также и социалисты? Да, входят. Неужели и они отворачиваются от материалистических сочинений? Как уже сказано, отворачиваются. Почему же? Ясно почему: потому, что они сами подвергаются буржуазному влиянию.
В этом-то влиянии и заключается разгадка того, что «Людвиг Фейербах» Фридриха Энгельса лежит у издателя в кладовой, а жалкий Богданов печатается во многих изданиях.
Да и не один Энгельс расходится плохо. Вряд ли расходятся лучше и великолепные «Философские очерки» Л. Аксельрод. И все по той же причине: все по вине читателя-социалиста. И об этом очень стоит подумать. Нам, социалистам, нужно не приспособлять общественное сознание к буржуазному общественному бытию, а подготовлять умы рабочих для борьбы с этим бытием. В деле же такой подготовки Энгельс и Л. Аксель-род много полезнее не только смехотворного и архитуманного Богданова, но и любого из самых видных философских представителей буржуазного миросозерцания.
Стыдно сказать, а грех утаить: мы сами очень много делаем для крайнего затруднения себе выработки правильных философских понятий. Как изучают философию наши товарищи? Они читают — скажу, пожалуй, из вежливости: «штудируют» — модных теперь философских писателей. Но эти модные теперь философские писатели насквозь пропитаны идеализмом. Вполне естественно, что и «штудирующие» их товарищи наши заражаются предрассудками идеализма. И те самые социалисты,
484
которые недурно знают Махов, Авенариусов, Виндельбандов и проч. и проч., не имеют ни малейшего понятия о философии Энгельса, Маркса и Фейербаха. В конце концов дело, естественно, доходит до попыток подведения нового «философского фундамента» под теоретическое здание марксизма.
Другими словами: мы должны приступать к изучению философии совсем не с того конца. Не Мах, не Авенариус, не Виндельбанд, не Вундт, даже не Кант должны вести нас в святилище философской истины, а Энгельс, Маркс, Фейербах и Гегель. Только от этих учителей узнаем мы то, что нам нужно.
Об этом я подробнее поговорю в другой раз. Теперь мне хотелось дать хоть краткий ответ на интересное письмо товарища, почтившего меня вышеуказанным предложением.
Р. S. А все-таки я не скрою от этого товарища, что для меня очень и очень привлекательно его предложение. Года два тому назад я долго носился с мыслью написать до последней возможности популярную критику философских сочинений Макса Ферворна. Мне казалось, что такая критика этих произведений проложила бы прямой и не очень трудный путь к пониманию основных истин материалистической философии. Мне хочется думать, что я еще исполню это свое намерение.
740 ПРИМЕЧАНИЯ
Статья «Об изучении философии»
появилась в июне 1910 г. в № 12 плехановского
«Дневника социал-демократа». Она вошла в XIX т. Сочинений
Плеханова. В Настоящем издании в основу положен текст «Дневника социал-демократа».
741
К стр. 482
1 Плеханов имеет в виду книгу А. Деборина «Введение в философию диалектического материализма».
Книга эта вышла с предисловием Плеханова только в 1916
г. в Петербурге, в издательстве «Жизнь и знание».
Примечания Плеханова к русским изданиям 1892 и 1905 гг. произведения Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах» см. в Настоящем издании, т. I.
1 Работы о
Максе Ферворне Плеханов не написал.
Плеханов Г.В. Избранные философские
произведения в пяти томах. Т. 3. М., 1956.