438
о книге м. гюйо
M. Гюйо.
Безверие будущего. Социологическое
исследование.
С биографической
заметкой о Гюйо Ал. Фулье
и с
предисловием профессора Д. Н. Овсянико-Куликовского.
Перевод с
французского (11 изд.)
под редакцией Я.
Л. Сакера. СПБ 1
нас много теперь говорят о религии. И говорят по большей части так, что обнаруживают полнейшее свое незнакомство с этим общественным явлением, во всяком случае заслуживающим серьезного внимания социолога. Поэтому книга М. Гюйо является кстати: она будет способствовать рассеянию густого тумана невежества, покрывающего у нас религиозный вопрос.
Книге предпослано предисловие проф. Д. Н. Овсянико-Куликовского. Почтенный
профессор касается в нем наших современных религиозных исканий, которые
представляются ему «по меньшей мере ненужными». Мы безусловно согласны с ним в этом
случае.
По его словам, искания эти в огромном своем большинстве «сбиваются на
какую-то игру в религию, на ребяческие упражнения на религиозные темы, — и
есть в них что-то и схоластическое, и дилетантское, и
фантастическое» (стр. IX).
Это строго, но вполне
справедливо. Не менее
справедливо и то
замечание Д. Н. Овсянико-Куликовского, что в названных исканиях
«замечается стремление
подводить религиозный фундамент под явления общественные» (IX) — например, под наше освободительное движение — и
что в подведении такого фундамента нет ни малейшей надобности. «Это черта
архаизирующего характера, —
говорит он, — противоречащая общей и все усиливающейся тенденции прогресса к освобождению социальных явлений от
религиозной ферулы 2...
Наши религиозные реформаторы и утописты не вводят, правда, новых обрядов,
но они ищут новой религиозной санкции
для таких «светских» вещей, как либерализм, социализм, освободительное
движение и т. д. Это было бы шагом назад — в глубь архаических ступеней и
439
религии, и культуры, если бы только это был в самом деле «шаг», а не одна «игра ума» и пустая затея» (IX—X). Прибавим, что к числу религиозных реформаторов и утопистов Д. Н. Овсянико-Куликовский относит также и г. Луначарского, который «выступил с попыткой создания «социал-демократической» религии, в чем едва ли есть надобность» (IX). Тут мы должны заметить, что наш автор выражается слишком мягко: на самом деле, можно с полнейшей уверенностью сказать, что в попытке г. Луначарского не было решительно никакой надобности.
Но — нам очень жаль, что мы вынуждены написать это «но», — мы не совсем согласны с Д. Н. Овсянико-Куликовским. Откровенно говоря, мы не видим никакой надобности и в той «грядущей религиозности», перед которой он почтительно склоняется в своем предисловии. Он пишет: «Прогресс положительной науки и философии ставит человека лицом к лицу с непознаваемым, — и на этом пункте начинается та религия, которая, в противоположность религиям прошлого, не связывает (religio значит — «связь») душу человеческую, а освобождает ее от уз, приковывающих ее к месту и времени, злобе дня, тревоге века, как всегда приковывали ее религии прошлого, столь тесно связанные с историей, с культурой, с общественностью, с государством, с классами, интересами групп человеческих. В сравнении с ними религия будущего представляется не религией, но в ней религиозность человека взойдет на высшую ступень той рациональной созерцательности, которая, облагораживая дух человеческий, накопляет и освобождает его энергию для нерелигиозной культурной деятельности и борьбы за гуманность и высшие идеалы человечества» (X—XI).
Эта
аргументация кажется нам мало убедительной. Мы думаем, что «рациональная созерцательность» не имеет ничего общего
с религиозностью. И нам сдается, что сам же Д. Н. Овсянико-Куликовский подтверждает эту нашу мысль некоторыми своими
соображениями. В самом деле, у него выходит, что в основе грядущей религиозности будет лежать «идея
бесконечности и вечности Космоса» (X). Идея эта «переходит за пределы
человеческого разумения; она, добытая рациональным путем, иррациональна или супрарациональна, иначе говоря,
— мистична» (X). Допустим, что это так. Но если это так, то и грядущая религиозность должна быть «иррациональна
или супрарациональна, иначе говоря,
— мистична». А в таком случае она, как мы сказали, не имеет
ничего общего с «рациональной созерцательностью».
Кроме того, нельзя называть «мистичным»
то, что недоступно научному
познанию. Известно, что луна всегда обращена к земле одной своей
стороной. Поэтому ее другая сторона
навсегда останется недоступной для научного исследования. (Говоря это,
мы, конечно, имеем в виду ученых, живущих
440
на земле.) Но следует ли отсюда, что эта другая сторона луны иррациональна, супрарациональна или мистична? По-нашему, совсем не следует. Нам возразят, разумеется — и, может быть, наш автор будет в числе возражающих, — что иное дело — непознанное или недоступное для познания вследствие каких-нибудь особенных условий, а иное дело — безусловно непознаваемое. Мы ответим, что это так... с точки зрения Кантовой теории познания или одного из ее новейших видоизменений. Но для того, чтобы ссылка на эту теорию познания была убедительной, надо сначала доказать ее правильность, а это не так-то легко сделать. К тому же отождествление «мистичного» с непознаваемым не выдерживает критики.
М. Гюйо
говорит в разбираемой нами книге: «Вселенная, без
сомнения, бесконечна, бесконечен поэтому и материал для человеческой науки; тем не менее вселенная
находится под властью известного числа простых законов, в которых мы все
больше и больше отдаем себе отчет» (стр. 358 — 359). Это, как нельзя более, верно. И в этом заключается ответ
Д. Н. Овсянико-Куликовскому,
считающему «мистичной» идею бесконечности и вечности Космоса. Раз
человек окончательно пришел к тому убеждению,
что бесконечная вселенная находится под властью известного числа простых
законов, в его миросозерцании нет места
для мистицизма. Характеризуя
взгляды М.Гюйо, почтенный
профессор говорит, что покойный французский философ предвидел
в будущем «не упадок морали и религии, а, напротив, расцвет морального и религиозного творчества, окрыленного не
только внешними гарантиями свободы совести и мысли, но и внутреннею свободою человека от пут догматизма в вопросах религиозного и нравственного сознания» (VI). Это
так; но не мешало
бы прибавить, что Гюйо под религией будущего понимает нечто, совсем непохожее на религию. Так, он
пишет: «Мы можем сказать, что наука — это религия, которая возвращается
к действительности, вновь находит
свойственный ей путь, вновь находит, так сказать, себя самое. Наука
говорит всем живым существам:
проникнитесь друг другом, познайте друг друга. Религия говорит им:
объединяйтесь друг с другом, заключите между
собою тесный, солидарный союз. Это одно и: то же веление» (186).
Если «наука — это религия», то несомненно, что в будущем религиозное творчество очень усилится, ибо
научная деятельность цивилизованного
человечества все более и более возрастает.
Но в других местах — например, в первой и второй главах первой части своей
книги — Гюйо сам очень хорошо поясняет, что точка зрения религии прямо противоположна точке зрения науки: наука
смотрит на природу, как на цепь
зависимых друг от друга явлений;
религия — т. е., точнее сказать, теория, лежащая в основе религии, —
видит в ней «проявления воль,
441
более или менее независимых, одаренных необыкновенною силою и способных действовать друг на друга и на нас самих» (стр. 50; см. также стр. 51). Ввиду этого становится логически несостоятельным всякое отождествление науки с религией. Гюйо замечает, что «мнимое примирение науки и религии происходит у Спенсера лишь благодаря двусмысленности выражений» (стр. 361). Это его замечание вполне может быть применено к нему самому: только употребляя двусмысленные выражения, можно утверждать, что «наука — это религия» и т. д.
Но как ни двусмысленны подчас выражения, употребляемые Гюйо, все-таки ясно, что под расцветом религиозного творчества в будущем он понимает, собственно, расцвет науки, искусства и нравственности. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочитать хотя бы вторую главу третьей части его сочинения (стр. 364 — 395). Глава эта носит характерное название: «Ассоциация. — Что в социальной жизни останется от религии?» Оказывается, что ничего не останется. Мы не шутим. Гюйо говорит: «Если рассматривать религии как популяризацию первых научных теорий человеческих, то есть основание думать, что самым верным средством устранить заблуждения и сохранить хорошие стороны религий явится популяризация истинных теорий современной науки» (369). Мы с своей стороны опять скажем, что, конечно, популяризация истинных теорий науки очень усилится в будущем, но что это совсем не ручается за сохранение даже хороших сторон религии, так как ее точка зрения прямо противоположна точке зрения науки. Несколькими страницами ниже мы читаем: «Предмет энтузиазма с течением времени меняется: им была до сих пор религия, но им могут быть и научные доктрины и открытия, в особенности же нравственные и социальные верования. Отсюда новое последствие, то, что самый дух прозелитизма 1, составляющий, по-видимому, особенность религий, никоим образом не исчезнет вместе с ними: он лишь видоизменится» (374). Тут опять ясно, что «останется» только Федот, который будет совсем не тот и которого поэтому очень ошибочно было бы смешивать со старым Федотом.
М. Гюйо —
непоследовательный мыслитель, и мы считали своей обязанностью предупредить читателей
насчет его непоследовательности.
Но он все-таки мыслитель, а не кликуша вроде
наших российских «богоискателей». Поэтому, несмотря на его непоследовательность, в его книге есть много
таких элементов, которые будут, как
мы сказали, способствовать рассеянию густого тумана невежества,
покрывающего у нас религиозный вопрос.
Больше всего таких элементов находится в первой части его книги. Мы
очень рекомендуем эту часть вниманию наших читателей.
442
К сожалению, и эту часть мы можем рекомендовать лишь с оговорками: мы почти ни в чем не можем безусловно согласиться с Гюйо. Возьмем хотя бы определение религии. По мнению Гюйо, «религия есть в фантастической и символической форме физическое, метафизическое и моральное объяснение всего существующего по аналогии с человеческим обществом. В двух словах, религия — это универсально-социологическое объяснение мира в мифической форме» (XIX). Религия, в самом деле, многое объясняет по аналогии с человеческим обществом. Но не все. Мы уже знаем, что религиозный человек видит в природе проявление воли божественных существ. Такой взгляд представляет собою тот анимистический элемент, который всегда имел место во всякой религии. Но анимизм возник не по аналогии с человеческим обществом, а по аналогии с индивидуумом, как существом, одаренным сознанием и волей. Первобытный человек все явления природы объяснял по аналогии с самим собою; он олицетворял природу, всюду предполагая наличность сознания и воли. И это олицетворение природы находилось в теснейшей связи с состоянием первобытной техники. Мы потому считаем нужным отметить это, что свойственный Гюйо взгляд на религию, как на универсальный социоморфизм, помешал ему оценить во всей его полноте в высшей степени важное влияние техники на развитие первобытной мифологии.
Вообще надо заметить, что этнологический материал, с которым оперировал Гюйо, теперь уже значительно устарел. Достаточно сказать, что он, видящий в религии универсальный социоморфизм, ничего не говорит о тотемизме, представляющем собою такой яркий пример объяснения явлений — т. е. некоторых сторон их — по аналогии с человеческим обществом.
Полезно
прочитать книгу М. Гюйо, но ошибочно думать, что она хотя бы приблизительно исчерпывает вопрос. До этого ей
очень и очень далеко!
738
О КНИГЕ М. ГЮЙО
Рецензия на книгу Гюйо была опубликована в № 9 «Современного мира» за 1909 г., а затем перепечатана в сборнике плехановских статей «От обороны к нападению», вышедшем в 1910 г. Текст статьи, публикуемый в Настоящем издании, взят из XVII т. Сочинений Плеханова и выверен по обоим указанным источникам.
В личной
библиотеке Плеханова сохранилась рецензируемая работа Гюйо на французском языке и в русском переводе. В обеих книгах имеется много
заметок Плеханова. Замечания, написанные им на полях при чтении этих книг, лишь частично нашли отражение в публикуемой
рецензии. Публикацию некоторых мест из книги М. Гюйо с плехановскими
заметками см. в «Литературном наследии Г.
В. Плеханова», сб. VII, стр.
174 — 179.
К стр. 438
1 В 1909 г. книга Гюйо вышла в Москве еще одним изданием в переводе под редакцией В. Фриче, под заглавием «Иррелигиозность будущего».
2 Во всех изданиях ошибочно: «формулы»; у Гюйо: «ферулы» (опеки, надзора).
К стр. 441
1 Прозелитизм (от слова «прозелит» — новообращенный) — настойчивое стремление обратить в свою веру приверженцев других религиозных учений.