Материалы сайта http://arctogaia-kavkaz.virtualave.net/arcto/files/savencov.html
Суховеева
М.А.
ТЕРРОРИЗМ: МИСТИКО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ФОРМЫ МОТИВАЦИИ
(Б.
САВИНКОВ)
Сейчас
не принято вспоминать русскую революцию.
Это стало не модно. И тем не менее она была, и
за идею революции погибало множество
русских людей, и они верили, что когда-нибудь
наступит светлое будущее. Борис Савинков
личность довольно известная в истории
русской Революции. В школьных программах
предусмотрено его изучение. Но в учебниках
мы можем прочитать только то, что он родился
в 1884 году, в студенческие годы вступил в
партию эсеров, был лидером «Боевой
организации», а также то, что он являлся
опасным террористом, покушавшимся на жизнь
видных государственных чиновников. Но
этого явно не достаточно, для того, чтобы
понять этого человека, его мысли и чувства,
его неуемную страсть к разрушению
существовавшего тогда режима. Борис
Савинков написал две книги - «Конь бледный»
и «Записки русского террориста», в которых
описал всю свою жизнь. Это был незаурядный
человек, который и любил и ненавидел
отчаянно, жертвенно, отдаваясь этому
чувству целиком, без остатка, не жалея
собственных сил, и даже если потребуется,
собственной жизни. Он ненавидел
самодержавие, его бюрократизм, и любил свою
Родину, которая задыхалась от порочного
воздуха царского режима Николая II. Он,
максималист по натуре, не мог оставаться в
тени революционных свершений. В
студенческие годы, а именно в 1904 году, он
становится членом самой радикальной
настроенной, в то время, партии - партии
эсеров. Савинков активно участвует в
революционной деятельности эсеров,
Революция становится смыслом его жизни. Ей
он решает посвятить всю свою жизнь без
остатка. Его яркая личность не могла долго
оставаться в тени, поэтому очень быстро из
рядовых членов, он становится душой этой
партии, ее идейным вдохновителем, ее
центром. Он принимает участие в разработке
теоретической базы, читает лекции, печатает
листовки, призывает к революционной борьбе.
Но народ остается глух и не воспринимает
его призывы. Савинков понимает, что идея –
это не все. Необходимы более решительные
действия. Необходимо разбудить народ,
поднять его на борьбу. Он решает, что
настало время перейти от теории к практике
и нанести удар по Самодержавию.
Разрабатывается план ликвидации министра
финансов Плеве. Операция тщательно
планируется, участвуют только самые
преданные партии люди. И вот, наконец-то
удача, Плеве мертв. Савинков счастлив, но…! Вскоре
он начинает понимать, что, ошибался, не люди,
не Плеве, нет – они здесь не причем. Вместо
него придет другой министр, еще более
кровожадный, или его заставят таким быть.
Дело в Системе, в отлаженном веками
механизме, который невозможно изменить,
или сломать путем поломки одной детали, его
нужно уничтожать весь полностью, чтобы он
не смог заработать снова. Большевики
разрушили существовавший строй, но почему
же Савинков не смог принять этой победы? Он
ужаснулся той бездуховности, которую они
несли. Он испугался, что будет что-то еще
нечто более страшное, чем самодержавие. Он
хотел возрождения духовности, он искал
чистоты и веры, а не разрушения церквей и
уход от Бога. Поэтому во время гражданской
войны он примыкает в белогвардейской армии
и сражается на их стороне. У
Савинкова трагическая судьба. Он не смог
почувствовать тайную духовность
коммунизма, которая присутствовала даже
против воли большевиков. Братство и
равенство, дружба, любовь, преданность и
верность – вот то, к чему всю жизнь
стремился Савинков. Он не искал личной
выгоды, не просил чего-нибудь для себя. Он
хотел возрождения духовности Руси, которая
была утрачена еще во времена Никона и его
церковной реформы. Он хотел, чтобы Россия
снова стала Святой Русью и по праву
называлась Третьим Римом и оплотом
православной церкви. Савинков
совсем не похож на современных террористов,
которые требуют миллионы долларов и
самолет, а потом прикрываются
политическими мотивами. Террор Савинкова
совсем иной – это духовный террор. Он стал
террористом от безысходности, от душевной
боли, от невозможности быть лишь сторонним
наблюдателем всеобщего вырождения. Неужели
Вы обвиняете героя Достоевского «Преступление
и наказание» Базарова, который убил жадную
старуху. Савинков напоминает Базарова,
который мучается и страдает и все-таки не
может не убить этот мерзкий денежный мешок,
в котором ничего святого не осталось.