Плеханов: Европеец и до мозга костей русский человек

К 150-летию со дня рождения Г.В. Плеханова (11 декабря 1856 г. - 30 мая 1918 г.)

16.01.2006

Борис Орлов, доктор исторических наук, член Политсовета СДПР

В полдень 9 июня 1918 года от здания Вольного экономического общества в Петрограде двинулась десятитысячная процессия в сторону Волкова кладбища, сопровождая гроб Георгия Валентиновича Плеханова. Захватившие к этому времени власть большевики отстранились от участия в похоронах, помня критику Плеханова в их адрес. В траурной процессии можно было видеть меньшевиков и революционных социалистов, конституционных демократов и сторонников правых партий, рабочих и студентов, учителей, ученых, деятелей искусства - все они вместе прошли долгий путь в семь километров, и только в семь вечера был насыпан холм над могилой Плеханова.

Что побудило этих разных по взглядам и занятиям людей собраться вместе и отдать должное человеку, на могиле которого позднее будет воспроизведена краткая фраза из стихотворения английского поэта - "Он слился с природой"? Революционер, марксист по убеждениям и социал-демократ по партийной принадлежности, ученый, мыслитель, историк, оставивший после себя многотомное интеллектуальное наследие - он олицетворял обобщенный образ русского интеллигента, который всю свою жизнь посвятил осмыслению и разрешению социальных и политических проблем тогдашнего российского общества.

Его жизнь сравнительно короткая по нынешним меркам - всего 62 года - была наполнена событиями, которых хватило бы на множество ярких биографий других людей.

Сын мелкопоместного дворянина Валентина Петровича Плеханова, штабс-капитана в отставке, Жорж Плеханов, так звали его домашние из деревни Гудаловка под Липецком, решает продолжить военное занятие отца. Он поступает в военную гимназию в Липецке, потом едет в Петербург, поступает в Константиновское артиллерийское училище, но, погрузившись в социальную и духовную жизнь северной столицы, знакомясь с бытом рабочих, покидает навсегда военную стезю, поступает в Горный институт, но основное время проводит в подпольной деятельности участников организации "Земля и воля".

6 декабря 1876 года 20-летний Плеханов получает революционное крещение. Не где-нибудь, а в самом центре Петербурга, возле Казанского собора над демонстрацией рабочих взвивается красное знамя, а потом молодой человек произносит речь с ее главным призывом - Земля и воля крестьянину и работнику. Шум, свист, арест полицейскими всех подряд, находившихся возле собора. На Георгия набрасывают башлык, и он ускользает. Демонстрация у Казанского собора становится отныне знаковым событием в истории рабочего движения России.

Через год, в декабре 1877 года хоронят великого русского поэта Николая Некрасова. В присутствии собравшихся проникновенные слова произносит Федор Михайлович Достоевский. Но затем раздается звонкий голос молодого человека, отдавшего должное гражданской позиции поэта. Снова Георгий Плеханов, окруженный плотным кольцом единомышленников, не дающих схватить его полиции.

Начинается подпольная жизнь. Юноша в строгой одежде с матовым цветом лица, удлиненным разрезом глаз, высоким лбом, каштановой шевелюрой и черной бородкой, да еще с военной выправкой, привлекает к себе внимание женщин. Но в первую очередь полицейских, намеренных непременно арестовать молодого революционера. Число легальных явок сокращается. На тайных квартирах он спит, положив под подушку пистолет, кинжал и кастет, чтобы сопротивляться при аресте. И тогда товарищи по движению решают - Жорж должен уехать за границу. По нелегальным каналам он покидает Россию и в январе 1880 года оказывается в швейцарском городе Женеве. Плеханов, а чуть позже и его молодая жена Розалия, еще не предполагают, что им придется находиться вдали от родины целых 37 лет, до того времени, когда в Феврале 1917 г. в Петрограде, а затем и во всей России, свершится демократическая революция, и его как великого русского революционера в апреле месяце будет встречать на Финляндском вокзале демократическая общественность столицы.

А пока суровая жизнь эмигранта, почти не имеющего средств к существованию. Любая работа - перевод книги, написание статей, уроки богатым туристам, а порой надписи на конвертах. А тут еще вспыхнувшая болезнь - туберкулез, которая время от времени будет посещать его - до той минуты, когда он в финском пансионате в местечке Питкеярви выпьет последний в жизни стакан теплого чая с молоком и, улыбнувшись верной спутнице всей его многотрудной жизни, скажет по-французски: "Превосходно". Это будут его последние слова.

А там, в далекой Швейцарии, а затем и во Франции, он знакомится с местной социал-демократической общественностью, участвует в деятельности кружков эмигрантов из России и проводит время в библиотеках, вбирая в себя знания, которые затем найдут отражение в его трудах и, прежде всего, в его статьях и книгах, и в том числе в его трехтомной "Истории русской общественной мысли".

Осмысливая ситуацию в России и сопоставляя с процессами, происходившими в Европе, Плеханов наиболее убедительное объяснение общественным явлениям находит в работах Карла Маркса и становится его последователем. Один из главных результатов увлечения марксизмом - в 1883 году он вместе с единомышленниками основывает группу "Освобождение труда". Оттуда берет свое теоретическое начало социал-демократическое движение в России.

Участие в газете "Искра", в дискуссиях партийных съездов РСДРП, осмысление результатов Первой русской революции 1905 года, попытка влиять на деятельность российских социал-демократов, расколовшихся на большевиков и меньшевиков, реакция на разразившуюся Первую мировую войну, приезд в Петроград в феврале 1917 года, а до этого встречи с виднейшими европейскими деятелями политики и культуры того времени, поездка на Капри к Горькому, беседа с лидером Кадетской партии Милюковым, тесное общение с композитором Скрябиным, встреча с виднейшими деятелями Февральской революции и Временного правительства, предлагавшего войти в состав правительства, Октябрьский переворот 1917 года, обыск квартиры матросами в Царском селе, и, наконец, обострение болезни и последние дни жизни в тихом финском санатории. В жизни поставлена точка. Начинается "жизнь после жизни". В воспоминаниях современников, в оценках политиков и ученых. В осмыслении его творческого наследия.

Вокруг жизни и деятельности Плеханова разгорались споры. Продолжаются они по сей день. И для этого есть основания. Слишком многообразным и многосторонним был его жизненный путь. Лично я хотел бы выделить способность Плеханова при всех обстоятельствах отстаивать свою точку зрения, невзирая на критику слева и справа. Вот лишь краткое упоминание его наиболее важных позиций:

- Участвуя в организации "Земля и воля", Плеханов отказался поддерживать тактическую линию на проведение террористических действий против главных представителей царского режима.

- В отличие от многих демократических мыслителей своего времени (того же Герцена), полагавших, что социалистическое будущее России связано с традициями русской общины, Плеханов, анализируя процессы, происходившие в обществе, пришел к выводу, что революционная стратегия должна быть связана с российским пролетариатом.

- Вместе с тем Плеханов, начиная со 2 съезда РСДРП (1903 г.), выступал за политическое сотрудничество с российскими либералами в ходе борьбы против царского режима и за установление демократических порядков.

- Когда началась Первая мировая война, Плеханов, в отличие от большевиков, выступавших за поражение собственного правительства, и от сторонников Мартова, исходивших из необходимости интернационализации при разрешении проблем, связанных с войной, полагал, что российский рабочий класс вместе с другими социальными группами должен встать на защиту своего отечества от агрессии внешнего врага - германского милитаризма.

- Плеханов был сторонником последовательных революционных действий в рамках научно обоснованной марксистской стратегии. Вместе с тем он предостерегал от непродуманных, поспешных действий как в период революции 1905 года, так и в ходе Октябрьского переворота большевиков в октябре 1917 года.

- Плеханов полагал, что будущее России связано с социализмом. Но при этом, подчеркивал он, должны быть непременно соблюдены два условия: высокий уровень развития производительных сил, высокий уровень сознания и организованности трудящихся масс.

По этим позициям Плеханова велись и продолжают вестись дискуссии. И это в порядке вещей. Истина рождается в спорах. Но при этом в сегодняшней России следовало бы учитывать главное в теоретических подходах Плеханова - осмысливать происходящее в тесной взаимосвязи и с взглядом на перспективу.

Что сказал бы по поводу нынешней ситуации в России Плеханов, если иметь в виду его методологию изучения исторического процесса в нашей стране, начиная со времен Киевской Руси? Можно предполагать такую оценку: после провалившегося социалистического эксперимента, о чем он в свое время предостерегал, Россия как бы вернулась на исходные позиции до октября 1917 года. Ей приходится снова осваивать рыночную экономику, основанную на частной собственности и механизмы представительной демократии. Она осуществляет это в ослабленном состоянии, если учесть, что в XX-м веке были уничтожены миллионы людей, наиболее приспособленных к реализации этой задачи. Развивая рыночную экономику, подчёркивал Плеханов, не следует допускать чудовищного разрыва в уровне жизни новых сложившихся социальных групп и стремиться вырабатывать общенациональный консенсус на базе концепции всеобщего блага. Учитывая при этом новые научные и технологические процессы, а также новые медиальные средства воздействия на сознание и поведение масс.

Каждый здравомыслящий человек стремится жить при следующих оптимальных условиях: обеспечение благосостояния, свобода в образе жизни и мыслей, соблюдение нравственных устоев. В отличие от посткоммунистических сил, зовущих практически вернуться во вчерашний день, и либеральных сил, исходящих из того, что рыночная экономика сама все расставит на свои места, социал-демократы стремятся в своем проекте соединить и свободу, и эффективную экономику, и нравственность. Задача очень трудная, почти утопическая. Но ее возможное разрешение - в этом, быть может, главное завещание Георгия Валентиновича ныне нам живущим.

Когда в Женеве Плеханова навестил молодой меньшевик Потресов, он был в восторге от встречи и в своих воспоминаниях написал: "Европеец и до мозга костей русский человек". Европеец - это значит быть открытым к демократическим процессам и ценностям. Быть русским - значит учитывать при этом особенности своей страны. Таким был Плеханов. Таким, в принципе, может себя рассматривать каждый, кто, следуя завету Плеханова, становится на социал-демократические позиции.

Рекомендуемая литература:

Станислав Васильевич Тютюкин. Г.В. Плеханов: судьба русского марксиста. Москва, РОССЭН, 1997