| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
![]() |
![]()
«ЗС» №11/1965 к и н о п о в е с т ь ЧАСТЬ ВТОРАЯ Предсказания Заседает правление РЕКОСМЭКа. Всем ясна необходимость новых выдумок. Зрители сами находят приятные зрелища и перестают нуждаться в услугах общества. Привыкают. В рабочем бюро РЕКОСМЭКа — громадный плакат: «Долой привычки!». Провозглашается переход от периода зрелищ к периоду предсказаний. Эксперты называют фамилии крупнейших ученых, которые уже давно делают попытки таких предсказаний. Председатель РЕКОСМЭКа не верит в имена: знаменитостями не делаются — их делают. Изобретатель КОСМЭКов, например, известен не меньше, чем левый край «Атлетико», хотя, разумеется, еще значительно уступает в глазах человечества центру нападения этой команды. Председатель призывает воздержаться от умствований: урожай, уровень Нила — это и дурак предскажет. Дурак с цифрами. Вот можно ли предсказать завтрашнее настроение фараона или исход эламо-вавилонской войны? Эксперт: Есть попытки, публикации. Советский историк Аригенский, проанализировав жизнь рабов в большой греческой усадьбе, довольно точно предсказывает завтрашние события, отношения, наказания. Во время ливийского набега на Нижний Египет в прошлом месяце он вычислил оптимальный вариант действий египетской армии (отступление к развилке дорог и затем — быстрый маневр с заходом во вражеский тыл). Египтяне произвели маневр Аригенского без колебаний. Однако не все ответы так удачно сходятся. 6000 рабов доставлены на земляные работы в Фаюм. Губернатор должен выбрать один из двух возможных вариантов строительства. Первый: плотина — за 6 месяцев работы. Второй: плотина такой же полезности — за два года. Аригенский уверенно предсказал вариант 1, губернатор, не колеблясь, назначил вариант 2: «Раб не должен видеть слишком быстрого результата своих трудов: поверит в свою силу, осмелеет » Вскоре все — прорицают и предсказывают.
Расцвет азартных игр и тотализаторов всех видов. «Миг удачи» улавливается в настоящем, прошедшем и будущем. Один из маститых игроков Нью-Йорка теряет состояние на скачках в Ассирии, поставив не на ту колесницу. Попытки угадать (лучшие ответы вознаграждаются РЕКОСМЭКом): за какой срок скандинавский инженер-дикарь изобретет необходимое ему колесо? кто больше вырубит деревьев каменным топором — индеец (в лесу близ будущего Нью-Йорка) или профессор Нью-йоркского университета (в пригородном парке)? Правительства признают некоторые азартные игры, связанные с человеческими жертвоприношениями, аморальными и налагают ограничения на кое-какие типы предсказаний. Зато никаких ограничений на участие в конкурсах египетских мудрецов (победителю — государственные премии, придворные должности, а для современников — новая модель КОСМЭКа, координаты особо замечательных новых мест и ситуаций). Любой обладатель КОСМЭКа мог участвовать в конкурсе при дворе фараона Сенусерта и молниеносно передать свои ответы на вопросы по радиотелефону — непосредственно в РЕКОСМЭК. Как древние — почти слово в слово, — отвечал лейтенант Кит (из «службы Космоса»). Вопрос: Что бы ты выбрал, злато или ум? Большинство мудрецов (и лейтенант): Злато — ведь каждый берет то, чего ему недостает. Вопрос: Как женить сто юношей на ста девушках, если 50 девушек прекрасны, а 50 — уродливы? Мудрецы (и лейтенант): 50 молодых людей вносят выкуп за прекрасных, те отдают деньги уродливым. Уродливые обеспечены приданым и добывают деньгами 50 юношей еще холостых. Вопрос: Что делать, если тоска влечет человека в дальние края? Лейтенант (а затем мудрецы): Сидеть дома, ибо невозможно посетить дальний край без того, чтобы он не стал ближним, и потому — непривлекательным. Однако захватывающий диспут, во время которого в РЕКОСМЭК поступали миллионы ответов, прекращается разгневанным фараоном: на два вопроса подряд Сенусерт отвечает раньше мудрецов, что весьма сильно роняет их в царских очах. Вопрос: Что дальше от Египта — Крит или звезды? Ответ: Конечно, Крит: звезды хорошо видны, а кто разглядит Крит из Египта. Вопрос: Отчего обезьяна так похожа на человека? Ответ: Из свойственной ей любви к подражанию. «Истина не в вас, а тут!» — воскликнул повелитель двух Египтов, поглаживая обширную сандаловую шкатулку Опозоренные мудрецы изгнаны. Впрочем, призеры — критский жрец и лейтенант Кит — свое получают.
Его открыл Аглимс — любитель тирских кабаков, не упускавший случая нацелить туда свой КОСМЭК. Каальбо — лысый, старый, коренастый, то ли финикиец, то ли сириец. В первый вечер он рассмешил Аглимса необычайно затейливой перебранкой со злою купчихой Хабибой. Хабиба (голосом, подобным скрежету канатов): «Отродье моллюска, помесь обезьяны с креветкой, плевок Тифона!» «Гнилая раковина, помесь жабы и ослицы, лысая верблюдица», — быстрой и деловитой скороговоркой отвечает Каальбо. И его голос ласков. Хабиба хрипит, ударяет кулаком по столбу, задыхается и выкрикивает проклятья и ругательства одно за другим, но злоба и хрип душат ее, и между словами образуются интервалы, в которые Каальбо молниеносно вставляет ответ. «Пьяный отброс», — хрипит Хабиба. «Драгоценнейшая крапива из царского сада», — отвечал Каальбо. «Хрюкающий пес!» «Благоухающая крокодилица Египта!» «Дурак!» Каальбо запнулся. Простейшее ругательство требует какого-то особенного ответа, который куда-то запропастился. Еще мгновение — и Хабиба, вдохнув и выдохнув новое слово, победит. Каальбо напрягается, краснеет, рот раскрыт — все за краткий миг. Вдруг — тощий ассириец, только что проданный в рабство, словно проснувшись, скрипуче выпаливает из своего угла: «Сама — дурак!» Харчевня облегченно хохочет, Каальбо подпрыгивает от восторга, тощий раб снова молчалив и безразличен, Хабиба же кидается на землю и катается с визгом и рычанием, ломая браслеты из раковин и не трогая браслетов металлических. Высунув голову из-за столба и перекрывая ржание целой харчевни, Каальбо добивает противницу бессмысленным хриплым воем, кукареканьем и шипеньем, купчиха же мчится во мглу, кусая до крови собственные руки и выдирая клочья волос из собственной головы. Ибо в финикийском Тире женщины сердятся очень сильно. «Истина тут, — хлопнув по черепу себя, а потом и тощего раба, заорал Каальбо, — истина тут, как приговаривает царь царей Сенусерт, поглаживая свою сандаловую шкатулку, про которую, впрочем, ничего не известно». Вслед за тем Каальбо нашел, что день прожит хорошо, и, достав мешок, швырнул туда белый камешек (после смерти сосчитайте — каких больше: белые камни — хорошие дни, черные — плохие). Тут Аглимс сделал гениальное предположение, что старичок не прост, и, проследив за ним, донес в Академию искусств, что открыл поэта, ибо тот весь вечер строчил что-то на папирусе, а написанное читал с завыванием, изредка вскрикивая: «О, как бы мне сказать несказанное — но, увы, сказано все!»1. Аглимс получил от Академии обычную денежную премию «За обнаружение ценностей, одушевленных и вещественных». 5 литературоведов устанавливают пристальное наблюдение за чердаком полусгнившего дома на улице Рыбьей Чешуи в городе Тире (старик проживает с бабушкой, находящейся в обычном возрасте для бабушки 50-летнего человека, и зарабатывает, продавая загадки изнывающим от скуки состоятельным юношам). На второй день литературоведы объявляют: Каальбо — гениальный, абсолютно неизвестный поэт древности, и масса специалистов устремляется в священную лабораторию поэтического творчества, из-за плеча заглядывая в арамейские строчки. У Каальбо — почти готовая эпопея: роман в стихах или поэма — как угодно. Герой похож на автора. Ищет счастья. Корабль, океан, рифы, чудовища — лишь потом выясняется, что герой давно слоняется по свету в поисках счастья Каальбо временами бормочет: «Начало, начало: в начало напихать побольше, покрепче, пострашнее!». Быстро вписывает в пролог целые эпизоды. Герой был богат, любим, служил — все надоело Отца убили (яд в ухо — во сне), его призрак почему-то является сыну. Мать вышла за убийцу отца — герой ссорится с матерью, земляками — его изгоняют из родного города, а он: «Вы меня приговариваете к изгнанию, я вас — к пребыванию на месте». Потом он пьет, развратничает, создает теорию равновесия пороков: «Излишек вина, расширяющего кровеносные пути, уравновешивается вдыханием благовоний, сжимающим жилы. Утомление волокитством снимается избытком сна. Скитания, драки согласуются с обильной едой». В море героя снова пугают призраки, драконы. Он же спокойно объясняет, что верит в них и поэтому не боится: «Вот когда в вас не будут верить — а вы являться будете — вот тогда придет настоящий ужас» (все это, разумеется, прекрасными ритмическими стихами). Через неделю Каальбо прославлен, не сходит с КОСМЭКов. Начато сооружение его памятника и мемориальных музеев. Всепланетный конкурс «А что он напишет дальше?»: 94 варианта. За семь дней Каальбо последовательно провозглашен: основоположником мировой трагедии, гамлетизма, донжуанизма, донкихотства. В воскресенье около полудня он основал сатиру: герой попадает в Египет — всюду люди, говорящие завершенными, верноподданническими формулами. Фараон молится и приносит жертвы самому себе — ибо сам есть божество! Создав сатиру, Каальбо (к величайшему негодованию экспертов) загуливает на трое суток, а вернувшись, добавляет в пролог еще несколько авантюрных эпизодов. Затем замечает, что папируса осталось мало и, сжимая строки, пишет эпилог — «гениальное предвосхищение изящных эпилогов Ренессанса и постренессанса» (из статьи признанного авторитета). В эпилоге герой встречает старого друга — они вспоминают, что близится день, в который много лет назад они вместе окончили школу. Оба радуются, клянутся найти старых товарищей и основать город друзей. Затем пускаются в путь к городской синей бухте, которую запомнили с детства, чтобы осмотреть место будущего города. С ними — тощий молчаливый раб и юный сын друга и спутника Здесь как раз кончались поэма и папирус. Три близких по тональности статьи — о солнечном, эллинском оптимизме поэта, прорезающем мрачную безысходность Востока — публикуются рекордно быстро. В день появления статей Каальбо (после завершения поэмы наблюдение за ним ослаблено) добывает у бабушки клочок почти чистого папируса (старуха записывала там свои годы — чтобы не забыть). Набрасывает окончание эпилога. Друзья отправляются к голубой бухте Из города, который они только что покинули, выбегает, захлебываясь ругательствами, жена друга и спутника героя. «Простонародный строй диалога, почерпнутый из самого воздуха тирских харчевен, не нарушает лучезарных, чеканных ритмов повествования» (из вступления к новой хрестоматии). Друг и спутник героя не выдерживает стонов и проклятий супруги, закрывает лицо, возвращается. Герой целует и отпускает тощего раба. Они расходятся в разные стороны Поэт вписывает еще какую-то зверскую подробность в самое начало. Вечером Каальбо в харчевне у порта «что к Египту». Там же — купец Астарим, богатый и неграмотный (грамотность — средство, богатство — цель; когда цель достигнута, средства не нужны). Каальбо садится на пол и читает громко и чисто пролог: море, приключения, страсти Астарим и прочие прислушиваются. На самом интересном месте Каальбо умолкает. Просьбы, обещания; купец раскошеливается — Каальбо не уступает, наконец отдает свиток за хорошую цену, и купец убегает домой (к грамотным рабам). Двое суток литературоведы и читатели наблюдают то, что Каальбо именует «великим кругом»: последовательный обход поэтом, в сопровождении целой ватаги поклонников, всех прибрежных кабаков Тира. В последних кабаках — питие вскладчину. Первой ночью Каальбо бросает в мешок белый камень. Во вторую ночь — теряет мешок. Заводит новый. Огорчение литературоведов компенсируется обширной стенограммой поэтических выражений, оборотов, цитат, идиом, стихов, сентенций, поговорок и ругани, произнесенных во время «великого круга». В доме Астарима поэма прочтена вслух, одобрена и выброшена в мусорную яму, заведенную еще по приказу культурного царя Хирама Великого.
Первым обнаруживает его в своем КОСМЭКе претендент на египетский престол (изгнан из страны после объявления республики). Одно из амплуа — роль короля в живых шахматах («на земле, увы, останутся семь королей: английский — по традиции, 4 карточных и 2 шахматных — по необходимости»). Претендент принимает через КОСМЭК только Сенусерта как равного, блюдет его безопасность, выискивает и находит козни. Претендент интуитивно не доверяет Килумэ — «начальнику тех, кто добывает слово», то есть главному пыточнику (старшему палачу) и заместителю «царского уха» (министра полиции). За Килумэ наблюдает вся семья претендента и на третьи сутки ловит подлеца с поличным. (Материалы и координаты после получения должной компенсации передаются в РЕКОСМЭК и египтологам). Пленка со встречей Килумэ и Ифоса размножена, просмотрена, обсуждена. Ифос — абсолютный монарх одной из воровских империй (резиденция — в притоне близ фараонова дворца, хорошо известном РЕКОСМЭКу). Элегантный убийца, мот, принят при дворе, где славен особенным смехом. Придворная шутка: «Так бы квакала лягушка, будь она — с жеребца». Сильнее обычного хохотал, собственноручно прикалывая нубийских заложников: ведь смешно, что здоровых, могучих мужчин режут, как баранов, они же ничего поделать не могут (звучание этого смеха — после моделирования глотки и прочих речевых органов Ифоса — широко воспроизведено для сведения наблюдателей). Беседа «начальника тех, кто добывает слово» и крупного гангстера кратка и вдохновенна. Килумэ недоволен положением, окладом, начальством. Фараон спасен благодаря его усердию от трех покушений (третье было организовано по инициативе наследника. Килумэ, установивший это обстоятельство, находит, что знает слишком много и вынужден принять меры). Великий визирь и «ухо царя» — министр полиции — бессильны без Килумэ и его подручных. Килумэ нужна помощь молодчиков Ифоса. Материалы о 412 преступлениях Ифоса (из которых лишь 73 не заслуживают казни немедленной) в руках Килумэ: краткий их обзор Ифос прерывает, считая эту часть беседы неделовой. Килумэ намерен взять власть в Египте, совершив не больше трех убийств. Нет, только не убийство его величества Сенусерта! Килумэ — человеку не слишком знатного рода — было бы трудно оспаривать права многочисленных принцев. Убийство фараона — вариант крайний и нежелательный. План Килумэ: 1. Он прогуливается в саду близ дворца — ежедневно в полдень, и все привыкают к этой привычке. 2. Однажды в саду на него набрасываются бандиты в масках — люди Ифоса — и ранят слегка, в руку. Килумэ дома — больной. 3. Через день люди Ифоса нападают на «царское ухо» и убивают: тайный вход и выход из его дома, успех, безопасность Килумэ гарантирует — охрана высоких персон давно доверена ему. 4. Верные люди распространяют в городе и при дворе безукоризненно логичную мысль: Килумэ болен лишь два дня — и уже убит министр — вся надежда только на Килумэ. 5. Фараон повышает Килумэ (делает «Ухом») — или не внемлет молве. Во втором варианте Килумэ продолжает болеть Ифос же убивает великого визиря, а через некоторый срок — если надо — наследника. (Успех, безопасность Килумэ гарантирует) Молва: «был бы Килумэ, не было б убийств» 6. Истребление видных лиц прекращено в тот день, когда Килумэ делают «вторым из двух» — великим визирем. Килумэ — спаситель. Царь ему во всем доверяется. 7. Сенусерт царствует, Килумэ правит. Раз или два в году организует фиктивные покушения, припугивая повелителя. Впрочем, заговорщиков Килумэ открывает и уничтожает. Ифос же — благодаря убийствам больших персон — прославлен в уголовном мире и владычествует над ним. 8. Килумэ и Ифос правят вместе легальным и подпольным Египтом. Гангстер не возражает. Килумэ даже не напоминает о том, что ждет Ифоса в случае предательства. Предпоследним делом Ифоса было ограбление заупокойного храма отца царствующего фараона («12 видов мучительной казни»). *** В ряде университетов и академий — повышенный интерес к ситуации. Программа Килумэ передана кибернетическим системам. Согласно их подсчетам, шансы распределяются следующим образом: 67 процентов — осуществление; 15 процентов — случайный провал; 18 процентов — закономерный провал (различные варианты) Трем машинам предложено найти способ предотвратить самую возможность возникновения аналогичной ситуации. №1 — необходимо усовершенствование личной контрразведки монарха №2 — регулярная смена сановников (машина настаивает на периодичности 4,0—7,3 лет). Та же машина находит пользу простой отставки сановника, в 3,5 раза превышающую пользу его казни. №3 — введение демократической представительной системы (машина не настаивает на всеобщей подаче голосов с первого же дня) Тогда же египтолог профессор Дзэй информирует прессу, что Сенусерт будет вскоре убит или умрет своей смертью, престол же перейдет к его наследнику и соправителю Сенусерту II. Аргументы: 1. После Сенусерта I, в самом деле правил Сенусерт II. 2. Сенусерт I правил 55 лет (с чем согласен даже профессор Бэшк, который ни в чем не согласен с профессором Дзэем). 3. Путешествуя с КОСМЭКом вдоль Вади-Хаммамат, в пустыне между Нилом и Красным морем, профессор Дзэй обнаружил два колоссальных обелиска: «Победа Сенусерта над ливийцами на 55-м году правления», «Голод и чудесное возвращение изобилия благодаря молениям фараона в 54-ю годовщину царствования». Значит, 54-й год уже прошел, а 55-й идет. Профессор Бэшк признает справедливость цифры «55», не отрицает подлинности обелисков, а с профессором Дзэем все равно не согласен — ибо «согласия с профессором Дзэем быть не может». Заявление профессора Дзэя — подкрепленное голосованием киберсистем — популярно. 65 процентов зрителей убеждены в близкой гибели фараона. *** Неусыпное наблюдение за Сенусертом не обнаруживает никаких признаков осведомленности фараона. Надежные охранники (в буквальном переводе — «славные парни»: быкообразные гиганты, полузабывшие родную речь и почти не знакомые с египетской) стоят на страже как обычно Сенусерт живет как прежде Обычные развлечения, доклады шпионов, министров, похлопывание по сандаловой шкатулке: «Вот тут, когда умру, — главное». Часто уносит шкатулку (никто никогда не видел ее открытой) в подвалы сокровищницы, запирается там и невидим. (Небольшой блиц-конкурс «Содержание шкатулки: завещание? путь к сокровищам? план завоеваний/ страшная фамильная тайна?»). Килумэ ежедневно в полдень прогуливается по дворцовому саду. «Как это вы, почтенный Килумэ, в такую жару каждый полдень? «Привычка, знаете ли » Дополнительные соображения профессора Дзэя о 55-м годе правления: в Оксиринхе найден папирус, где Сенусерт Второй говорит: «Ах, если б отец мой хотя бы начал свой 56-й год!». Значит, Сенусерт Первый умер как раз в дни своего 55-летнего юбилея. Дзэй отмечает, что осталось всего 10 дней. Профессор Бэшк никаких интервью не дает. *** Завтра Килумэ будет ранен. Ифос напивается сверх меры (шепот: «Я слишком много знаю!»). Из харчевни Ифос бежит к фараону, пользуясь связями, получает аудиенцию. Падает ниц. Вслух ничего не произносит: пишет обо всем. Написанное — рвет. В КОСМЭКах видно все: Ифос «раскаялся» (молниеносный блиц-конкурс РЕКОСМЭКа: время и способ расправы над Килумэ). Сенусерт: «Делай все, как вы договорились. Пусть Килумэ ранят: ты хочешь, конечно, не ранить, а случайно убить его? Умрешь. Жди моих приказаний. Все — суета. Вот здесь — не суета» (в сандаловой шкатулке). Недоумение и растерянность потомков: — Хочет избавиться от министров руками заговорщика? — Хочет поймать заговорщика на месте преступления? Популярен вариант профессора Дзэя: — Фараон верит в свою божественную сущность — бессмертие, неприкосновенность — и по своей глупости умрет. Против свершившегося ничего не совершить: время Сенусерта Первого истекает. *** Килумэ легко ранен, лежит дома. Фараон присылает больному подарки и пожелания. Ифос — совершенно ошалел от страха. РЕКОСМЭК удостаивает призом итальянского школьника, открывшего, кто и каким образом шпионит за заговорщиками для фараона. Затем — убийство «Царского уха». Это событие при дворе связывают с отсутствием Килумэ. Сенусерт: «Да, да, этот бедный преданный Килумэ». Ифос повторяет доверенным головорезам: «Я ребята, пропал. Слишком много знаю. Слишком мало не знаю». Сенусерт невозмутим. Профессор Дзэй торжественно объявляет, что через три дня начнется 56-й год царствования Сенусерта Первого. Следовательно, этих трех дней фараон не переживет. 4000 лет спустя семья претендента на египетский престол заказывает траурные платья. Фараон Сенусерт подолгу исчезает со шкатулкой в подвалах. Содержимого шкатулки так никто и не видел. Через три дня великий визирь убит в собственном доме. Убийцы прошли и вышли безнаказанно и бесследно. «Государь, только Килумэ может спасти нас » Килумэ вызван во дворец. Рука перевязана. Под плащом кинжал. Профессор Дзэй комментирует возможные детали предстоящего цареубийства, связывая некоторые его особенности с текстом плохо разобранного туринского папируса №1953/666. «Сенусерт Первый будет убит сегодня, так как завтра уже занято Сенусертом Вторым». В тронном зале — фараон, «славные парни», Килумэ и Ифос. Сенусерт ласково сообщает, что ему все известно — присовокупляет подробности. Заговорщики припадают к стопам. «Славные парни» стремительно их обыскивают. Отнимают оружие. Сенусерт объявляет указ о назначении Килумэ великим визирем, а Ифоса — «Начальником добывания слов» с совмещением должности «Царского уха». Килумэ умоляет повелителя Верхнего и Нижнего Египтов не шутить и назначить казнь поскорее и без пыток, учитывая немалые заслуги его, Килумэ, перед государством. Фараон объясняет: такие два министра обеспечивают максимум спокойствия, ибо честолюбие обоих полностью удовлетворено, «один следит за другим, а я за вами, дети мои На этом — довольно. Милость наследника обещать вам не могу — посему и уверен: никто столь не продлит дней моих, как два преданных министра, кстати, избавившие меня от двух других, замышлявших в пользу наследника. Мне кажется, я неплохо начал конец своего царствования! » *** Разорение нескольких десятков тысяч игроков, ставивших на переворот. Возмущенные письма в РЕКОСМЭК — в некоторых из них решительное требование ликвидировать Сенусерта. Ровно в полночь кухарке профессора Дзэя звонит профессор Бэшк и просит немедленно позвать хозяина. Кухарка появляется именно в тот момент, когда профессор Дзэй, надев на шею петлю, не без успеха пытается повиснуть. На столе записка: «ОН или Я — один из нас должен умереть сегодня». Узнав, что его вызывает профессор Бэшк, Дзэй спрыгивает и берет трубку. — Хэлло, Дзэй, я вам скажу одну вещь, после которой вы не сможете жить от стыда. Вы плохой египтолог, Дзэй. — Я знаю, Бэшк, да, я знаю это. — К дьяволу! Ничего вы не знаете. Если бы вы знали, вы были б отличным египтологом. Впрочем, если б не вы, я не поставил бы все свое имущество за здравие Сенусерта Первого. А вы, надеюсь, понимаете, что, когда все ставят на ту лошадь, можно неплохо сыграть на этой? — Но откуда же вы знали, Бэшк? Ведь 55 лет — Хи-хи! Эти деспоты так коварны, Дзэй. Узнав, что вы приговорили старика к смерти, я из упрямства стал искать доводы против. И что же вы думаете, проф? Наш старик ведь еще не процарствовал и пятидесяти лет! Если б вы, Дзэй, не околачивались при дворе и не панибратствовали с министрами и прочей челядью, а послушали б наших коллег — летописцев, писцов, вы могли бы стать совсем не плохим египтологом, Дзэй. — Но как же пятьдесят? Ведь обелиски 54-го и 55-го года!!! — Вот именно, мой старый Дзэй, вот именно! Вы заметили, где стоят эти обелиски? В пустыне, вдали от городов и поселений! Старик Сенусерт прославил себя на пять лет вперед, наделал фальшивых обелисков и все рассчитал: что через пять лет побьет ливийцев, что будет голод — а он накормит. Он неплохой фантаст, этот Сенусерт Аменемхетович, как говорят в России. А через шесть лет он загнется. Тут вы правы, Дзэй, ибо в сущности, вы не такой уж плохой египтолог
Итоги многомесячных размышлений, опытов, неудач, успехов группы академика Черноусова в элементарнейшем изложении. Не только свет, но и любые невидимые излучения могут быть уловлены сквозь тысячелетия. Земные опыты-наблюдения сквозь непрозрачное (стена, ладонь, ящик) — перенесены в КОСМЭКи. Шкатулка Сенусерта всегда закрыта. Но сквозь ее стенки проходят невидимые лучи. Задача: увидеть, сфотографировать скрытое. Задача блестяще решена (подробности опускаются). — И что же в шкатулке? — Угадайте. — Да ведь весь мир гадал! — Папирус. Очень просто — папирус, а на папирусе роман. Фантастический роман.
— Небо — это зеркало. В нем отражается все происходящее на земле. Но пять лет проходит прежде, чем нечто отразится в небесном зеркале. Царевичу во сне явился мудрый бог Тот и подсказал, как взглянуть в величайшее из зеркал. Царевич оставил всем жителям царства лишь город и поле вокруг него. Остальное пространство приказывает выложить стеклом, повторяющим небесное зеркало. Но от небесного зеркала до земного отражение движется еще пять лет. И царевич, глядя в стекло, видел себя, свое царство и своих подданных, только с опозданием на десять лет Роман был написан как-то странно: почти без глаголов и подробностей. Автор словно спешит, боится обидеть читателя лишним пояснением — «ведь и так ясно все», легко и странно переходит с авторской речи на прямую, с канцелярской торжественности к вульгаризмам. Слишком многое — в подтексте. Текста явно недостает. Десятилетний срок отражения в земном зеркале всех людских дел привел к открытиям: царевич узнает об изменах десятилетней давности, видит самого себя в ученье. Каждый видит грехи и добрые дела — свои и чужие. И все объяты страхом — через десять лет решительно все откроется. И прекратились злодейства, и нравы исправились, и царство стало счастливо — ибо все совершенное открывалось десять лет спустя. Лишь старики, пояснил Сенусерт, лишь глубокие старцы грешили свободно, ибо десять лет прожить не надеялись, боги же все знали о них и без зеркала. Сенусерт написал уже очень много и, видимо, писал еще. Эту выдумку он ценил больше всех государственных дел. Надеялся на благодарность потомков. Теперь он писал чаще — государственные дела были устроены, Ифос и Килумэ работали на славу. Роман Сенусерта «Далекие потомки» торопятся перевести на многие языки, экранизируют, кладут на музыку, используют в кулинарном деле. Профессор Дзэй: «И как я сразу не догадался: ведь Сенусерт отчего восхвалял себя на пять лет вперед? Фантастикой увлекался. Новые жанры осваивал » Скелед-старший: «Фараон не ведает о передачах с «Икс-планеты» близ Кси Орла. Но, кто знает, может быть, его фантастическая идея родилась не случайно. Может быть, фараоново подсознание уловило тот факт, что и в 1960-х годах до нашей эры с неба лился поток еще более древней информации: о Земле 60-го века до нашей эры». Скелед-младший: «А в самом деле ». Эксперименты. Эксперименты. Феноменальный улов слабых излучений. Без подробностей Громадный университетский КОСМЭК-1 (10 м Х 15 м) настроен на координаты, присланные из Академии. На экране — темное, звездное небо над Нижним Египтом в апрельскую ночь 1961 года до нашей эры. В нескольких метрах от КОСМЭКа-1 такой же КОСМЭК-2. К обоим подключены новейшие усилители. КОСМЭК-2 светится, дает довольно четкое изображение. Тот же Египет, но поселки вместо городов. Пирамид нет. Небольшие, примитивные плотины в протоках Нила. Затем — рейд по планете: леса, степи, пустыни — почти ничего не изменилось по сравнению с картиной на экране КОСМЭКа-1: охотники, пещеры, мастодонты, живопись на скалах. Но ни одного государства, города. Топоры кое-где похуже — 60-й век до нашей эры Щелчок. Теперь КОСМЭК-2 передает — КОСМЭК-1 принимает: с неба 60 века тоже возвращается прошлое — с запозданием на 40 веков, 50000 месяцев: 100-й век. Эффект превосходит ожидания! Из прошлого извлечено позапрошлое, из позапрошлого — еще более древнее Плюсквамперфект! «В большой матрешке находили куклу помельче; в малой — еще меньше, еще, еще » Щелчок — на КОСМЭК-2. 140 век до нашей эры: 5 минут — пробежка по планете — леса гуще, людской след незаметнее — пещеры у ледниковых хребтов Еще щелчок: на КОСМЭК-1 — 180-й век; еще 5 минут 220-й век 260-й… 300-й 340-й Широта Парижа. На экране — восемь стремительно бегущих. Мелькает человек в шкуре, с хохотом размазывающий пятна охры на скале 380-й век 420-й 460-й За окном проносятся сутки. Матрешки все мельче и глубже, но усилители безотказны — изображения ярки. Щелчок. Быстрый осмотр. Щелчок, щелчок. 288 щелчков за сутки. Наблюдатели сменяются, чтобы задремать тут же, в университетском зале («Эй, парень, ты проспал 443 столетия »). Ровно через сутки — щелчок. 1152 тысячи лет до нашей эры В восточно-африканском лесу — весьма человекообразная обезьяна хватает камень и принимается рубить толстую ветку. Саблезубый тигр потянулся, сверкнув саблями. В сухом, травянистом Ла-Манше пасутся маленькие дикие лошадки. Так и одолевали — миллион лет, а то и больше — за сутки. На экранах попеременно — с пятиминутным интервалом — появляются растения и твари, разделенные четырьмя тысячами оборотов планеты вокруг Солнца. Меняются звезды, меняются и исчезают знакомые созвездия. Миллион — в сутки, миллион — в сутки. Очень медленно: за миллион лет почти ничто не менялось — много суток шествуют мамонты, жуткими призраками-гигантами маячат в степях индрикотерии, переваливается пещерный медведь. Только к концу месяца они начинают редеть и исчезать — экран же теперь каждые пять минут наполняется тварями, все более незнакомыми, непонятными. Ломаются хребты, растекаются плоскогорья, снова поднимаются горы. Где-то — на 43-м миллионе лет — стремительно несущаяся стая обезумевших мелких злобных тварей. Из-за горы поднимается хвостатый гигант — с мордой туповатой и симпатичной. «Один из последних динозавров, — объяснял биолог. — Пугает праобезьянок, или пра-прачеловечков». Ящеры появились как-то внезапно — оба КОСМЭКа попеременно врезаются в гущу ползающих, плавающих и взлетающих Ориентироваться было все труднее. На старых, знакомых сухопутных градусах широты и долготы плещутся океаны. Над Полтавой, Дели, Чикаго резвятся ихтиозавры. — И все эти тысячи веков они — с «Икс-планеты» — все принимали и возвращали информацию с Земли, не показываясь? Мнение научно-фантастического отделения Академии наук: они ждут своего часа. Динозавры и люди для них — дурное общество…
Кончался третий месяц. Утром, на 83 сутки. КОСМЭК-1 вспыхнул снова среди динозавров — на исходе 949440-го века до нашей эры — или около 100 миллионов лет назад. Еще щелчок — и КОСМЭК-2 не показал 949480-го столетия. Стоял черный и пустой Первый голос. Вот когда все началось! Второй: Неизвестно, неизвестно. Может быть, система звезды Кси Орла просто находилась тогда в точке Вселенной, неблагоприятной для передач? Щелкали, вертели, усовершенствовали Новых изображений не было. Было грустно и обидно: все привыкли к ежедневной дозе новенького прошлого. *** Для усилителя, проникающего в мезозойскую эпоху, заглянуть на дальнюю звезду или планету, понятно, — пустяк. Солнце, Марс, Сириус — отныне не дальше стола, зеркала, аквариума. Лететь не нужно. Телескоп с усилителем направлен на Кси Орла, небольшую желтую звезду. «Икс-планета» в самом деле существует: третья от светила. Еще минута — и увидим ИХ — возвращающих прошедшее, молчаливых невидимок. С ветростанции — телепередача по всей Земле. (Снова — телевизор, а не КОСМЭК!). Идеально круглый черный шар — побольше астероида, много меньше Земли. 2000 световых лет. Черный шар, каким он был в начале нашей эры, — невидимо висевший над Римской империей, парфянами, китайской империей Хань… Круглый черный шар — и ни малейшею следа зданий, людей, цивилизации. Лишь короткие, темные выступы — по экватору и меридиану. Идеальный шар и правильной формы выступы. Искусственная планета. Разумеется, сейчас шар будет просвечен (в шкатулку Сенусерта заглядывали не зря. Кстати, старик — пока суд да дело — все правит и правит Верхним и Нижним Египтом). Земля заглядывает внутрь шара. Черный идеальный шар. Хорды, секторы, сегменты, радиусы из миллиардов тонких нитей — может быть, пленки? Бесконечные километры нитей — недвижных и спокойных. Архив Вселенной. Слабые лучи далеких светил и планет попадают сюда и остаются навеки. Все, что было, все — здесь: звезды, бактерии, атомы, люди. Кто сделал планету-архив, кто запустил? Когда — 100 миллионов лет назад или еще прежде? Вымершая цивилизация на одной из ближних планет — или экспедиция из сверхдальней галактики? Где мастера? Вымерли? Вернутся и увезут архив? Следят и работают сейчас, невидимые? Нет ответа. Мнение научно-фантастического отделения Академии наук: они ждут своего часа Черная круглая планета — архив Земли. Может быть — Архив Галактики, Вселенной? Все ловит. А зачем возвращает? Чтобы вернуть пра-пра ? Впрочем, приобретая документ, приличный архив всегда вышлет копию старому владельцу.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|