316
К ВОПРОСУ О ДИАЛЕКТИКЕ 164
Раздвоение единого и познание противоречивых частей
его (см. цитату из Филона о Гераклите в начале III части (“О познании”)
Лассалевского “Гераклита” *) есть с у
т ь (одна из “сущностей”, одна из
основных, если не основная,
особенностей или черт) диалектики. Так именно ставит вопрос и Гегель
(Аристотель в своей “Метафизике” постоянно б ь е т с я около этого и б о р е т с я с
Гераклитом respective с гераклитовскими
идеями 165).
Правильность этой стороны содержания диалектики должна
быть проверена историей науки. На эту сторону диалектики обычно (например, у
Плеханова) обращают недостаточно внимания: тождество противоположностей берется
как сумма п р и м е р о в [“например, зерно”; “например, первобытный
коммунизм". Тоже у Энгельса. Но это “для популярности”...], а не как з а к о н п о з н а н и я (и
закон объективного мира). В математике
+ и —. Дифференциал и интеграл.
» механике действие и противодействие.
» физике положительное и отрицательное электричество.
» химии соединение и диссоциация атомов.
» общественной науке классовая борьба.
Тождество
противоположностей („единство" их, может быть, вернее сказать? хотя
различие терминов
____________________
* См. настоящий том, стр. 312. – Ред.
317
тождество и единство здесь не особенно существенно. В
известном смысле оба верны) есть признание (открытие) противоречивых, взаимоисключающих,
противоположных тенденций во в с е х явлениях и процессах природы (и духа и
общества в том числе). Условие познания всех процессов мира в их "самодвижении",
в их спонтанейном развитии, в их живой жизни, есть познание их как единства
противоположностей. Развитие есть „борьба" противоположностей. Две основные (или две возможные? или две в историй
наблюдающиеся?) концепции развития (эволюции) суть: развитие как уменьшение и
увеличение, как повторение” и развитие как единство противоположностей
(раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношение
между ними).
При первой концепции движения остается в тени с а м о движение, его д в и г а т е л ь н а я сила, его источник, его мотив (или сей
источник переносится во вне — бог, субъект etc.). При второй концепции главное внимание устремляется именно на познание источника
„с а м о"движения.
Первая концепция мертва, бледна, суха. Вторая — жизненна. Т о л ь к о вторая дает ключ к „самодвижению" всего
сущего; только она дает ключ к „скачкам", к „перерыву постепенности",
к „превращению в противоположность", к уничтожению старого и возникновению
нового.
Единство (совпадение, тождество, равнодействие)
противоположностей условно, временно, преходяще, релятивно. Борьба
взаимоисключающих противоположностей абсолютна, как абсолютно развитие, движение.
NB: отличие субъективизма (скептицизма и софистики еtc.)
от диалектики, между прочим,
то, что в (объективной) диалектике относительно (релятивно) и различие между релятивным и абсолютным. Для
объективной диалектики в релятивном есть абсолютное. Для субъективизма н
софистики релятивное только релятивно
и исключает
абсолютное.
318
У Маркса в „Капитале" сначала анализируется самое
простое, обычное, основное, самое массовидное, самое обыденное, миллиарды раз
встречающееся, отношение буржуазного (товарного) общества: обмен
товаров. Анализ вскрывает в этом простейшем явлении (в этой „клеточке"
буржуазного общества) в с е противоречия (respective зародыши всех противоречии) современного
общества. Дальнейшее изложение показывает нам развитие (и рост и
движение) этих противоречий и этого общества, в Σ * его
отдельных частей, от его начала до его конца.
Таков же должен быть метод изложения (respective изучения) диалектики вообще (ибо диалектика буржуазного общества у Маркса есть лишь частный случай диалектики). Начать с самого простого, обычного, массовидного etc., с предложения любого: листья дерева зелены; Иван есть человек; Жучка есть собака и т. п. Уже здесь (как гениально заметил Гегель) есть диалектика: отдельное е с т ь о б щ е е (ср. Aristoteles, Metaphysik, пер. Швеглера. Bd. II, S. 40, 3. Buch, 4. Kapitel, 8—9: „denn natürlich kann man nicht der Meinung sein, daß es ein Haus — дом вообще — gebe auβer den sichtbaren Häusern", ”oύ gàr άn Jeίhmen eΐnaί tina oίcίan parà tàV tinàV oίcίaV" **). Значит, противоположности (отдельное противоположно общему) тождественны: отдельное не существует иначе как в той связи, которая ведет к общему. Общее существует лишь в отдельном, через отдельное. Всякое отдельное есть (так или иначе) общее. Всякое общее есть (частичка или сторона или сущность) отдельного. Всякое общее лишь приблизительно охватывает все отдельные предметы. Всякое отдельное неполно входит в общее и т. д. и т. д. Всякое отдельное тысячами переходов связано с другого рода отдельными (вещами, явлениями, процессами) и т. д. Уже з д е с ь есть элементы, зачатки понятия необходимости, объективной связи природы etc. Случайное и необходимое,
* в сумме. Ред.
** Аристотель, Метафизика, пер. Швеглера. Т. II, стр. 40, 3-я книга, 4-я глава, 8—9: “мы не можем ведь принять” что есть некий дом (вообще) наряду с отдельными домами”. Ред.
321
явление и сущность имеются уже здесь, ибо говоря: Иван
есть человек, Жучка есть собака, это есть лист дерева и т. д., мы отбрасываем
ряд признаков как случайные, мы отделяем существенное от являющегося и
противополагаем одно другому.
Таким образом в любом предложении можно (и
должно), как в „ячейке („клеточке ), вскрыть зачатки всех элементов
диалектики, показав таким образом, "что всему познанию человека вообще
свойственна диалектика. А естествознание показывает нам (и опять-таки это надо показать на любом простейшем примере) объективную
природу в тех же ее качествах, превращение отдельного в общее, случайного в
необходимое, переходы, переливы, взаимную связь противоположнocтeй.
Диалектика и е с т ь
теория познания (Гегеля и) марксизма: вот на какую „сторону"
дела (это не „сторона" дела, а суть дела) не обратил внимания
Плеханов, не говоря уже о других марксистах.
* *
*
Познание в виде ряда кругов представляет и Гегель (см.
Логику) — и современный „гносеолог" естествознания, эклектик, враг
гегелевщины (коей он не понял!) Paul Volkmann (см. его „Erkenntnistheoretische Grundzüge", S. 166).
„Круги" в
философии: [обязательна ли хронология насчет лиц? Нет!]
Античная: от Демокрита до Платона и
диалектики Гераклита.
Возрождение: Декарт versus Gassendi (Spinoza?).
Новая: Гольбах - Гегель (через Беркли, Юм,
Кант).
Гегель — Фейербах — Marx.
Диалектика - как живое, многостороннее (при
вечно увеличивающемся числе сторон) познание с бездной оттенков всякого
подхода, приближения к действительности (с философской системой, растущей в
целое из каждого оттенка) — вот неизмеримо богатое содержание
322
по сравнению с „метафизическим" материализмом,
основная беда коего есть неумение применить диалектики к Bildertheorie *, к
процессу и развитию познания.
Философский идеализм есть только чепуха с точки зрения материализма грубого, простого, метафизичного. Наоборот, с точки зрения диалектического материализма философский идеализм есть одностороннее, преувеличенное, überschwengliches (Dietzgen 167) развитие (раздувание, распухание) одной из "черточек, сторон, граней познания в абсолют, оторванный от материи, от |
|
NB сей афоризм |
природы, обожествленный. Идеализм есть поповщина. Верно. Но идеализм философский есть („в е р н е е" и „к р о м е т о г о") дорога к поповщине через о д и н и з о т т е н к о в бесконечно сложного п о з н а н и я (диалектического) человека. |
Познание человека не есть (respective не идет по) прямая линия, а кривая линия, бесконечно
приближающаяся к ряду кругов, к спирали. Любой отрывок, обломок, кусочек этой
кривой линии может быть превращен (односторонне превращен) в самостоятельную,
целую, прямую линию, которая (если за деревьями не видеть леса) ведет тогда в
болото, в поповщину (где ее з а к
р е п л я е т классовый интерес
господствующих классов). Прямолинейность и односторонность, деревянность и
окостенелость, субъективизм и субъективная слепота voilà ** гносеологические корни идеализма. А у
поповщины (== философского идеализма), конечно, есть гносеологические
корни, она не беспочвенна, она есть пустоцвет, бесспорно, но пустоцвет,
растущий на живом дереве, живого, плодотворного, истинного, могучего,
всесильного, объективного, абсолютного, человеческого познания.
Написано в 1915 г.
Впервые напечатано в 1925 г. в журнале “Большевик”
№ 5 — 6
* - теории отражения. Ред.
164
Фрагмент «К вопросу о диалектике» написан в тетради «Философия между Конспектом
книги Лассаля о философии Гераклита и Конспектом «Метафизики» Аристотеля;
однако имеющиеся в тексте фрагмента ссылки на «Метафизику» дают основание
полагать, что он был написан уже после того, как В. И. Ленин прочел сочинение
Аристотеля. Фрагмент «К вопросу о диалектике» является, таким образом,
своеобразным обобщением работы В. И. Ленина над философской проблематикой в
1914-1915 годах.
В этом фрагменте Ленин анализирует диалектический
закон единства и борьбы противоположностей, метафизическую и диалектическую
концепции развития, категории абсолютного и относительного, абстрактного и
конкретного, всеобщего, особенного и единичного, логического и исторического и
другие, раскрывает диалектический характер процесса познания, показывает
гносеологические и классовые корни идеализма. – 316.
165 См.
также ленинский Конспект «Метафизики» Аристотеля (настоящий том, стр. 326). – 316.
166 В. И.
Ленин имеет в виду книгу П. Фолькмана «Erkenntnistheoretische Grundzüge der Naturwissenschaften und ihre Beziehungen zum Geistesleben der Gegenwart» («Теоретико-познавательные основы естественных наук
и их связь с духовной жизнью нашего времени»); указанное место находится на
стр. 35 второго издания книги, которое читал Ленин (см. настоящий том, стр.
353); аналогичные места Ленин отметил и при конспектировании «Лекций по истории
философии» Гегеля (см. настоящий том, стр. 221 и 233). – 321.
167 См.
примечание 75. – 322.