У гуманитарной интеллигенции Беларуси, еще недавно по-шляхетски именовавшей себя "нацыянальна свядомай", очередной приступ идеологической лихорадки, граничащей с социальным помешательством. Источник - жизнь и деятельность польских магнатов. Не счесть публикаций, симпозиумов, семинаров, конференций,
посвященных этой проблеме, в которых и на которых поется вдохновенная осанна во славу богатейших династий своего времени. Почитаешь труды ангажированных "исследователей", послушаешь их устные выступления и почти физически чувствуешь - тебе настойчиво вдалбливают простенькую идею: не появись магнатские династии, Беларусь не имела бы ни своей истории, ни своей культуры, ни своего самосознания. Вдалбливают всеми средствами и методами.
Вдалбливают явно и скрыто, замаскированно, косвенно. Как это сделано, например, в шестом томе "Энцыклапедыi гiсторыi Беларусi" (см. рецензию в "Товарище", № 23).
ДАЕШЬ ЦИСТЕРНЫ СЛЮНЫ!
Составители и авторы тома буквально облизали магнатскую генерацию. Сделали это тщательно, с небывалым усердием и удовольствием. Слюны на "благородную" работу не жалели. Этой специфической жидкости понадобились цистерны, и они нашлись. Результаты получены отменные, рекордные. Феодальная элита вылизана не до
седьмого, а почти до семьдесят седьмого колена. Конкретно: Радзивилы представлены 60 потомками по разным ветвям и веточкам; у Сапегов есть основания для ревности - из их рода на белый свет вытащено "всего" около 40 отпрысков.
Какая энциклопедичность! Какая глубина исследований! Кто в республике удостоился подобной чести? Никто.
Удивляться тут нечему, если стать на точку зрения создателей названного тома. Она незатейлива, как пещера первобытного человека. Если выжать из нее воду и слюну, то вырисовывается примерно следующая концепция. До выхода на общественную арену в XV веке цивилизованных панов, сконцентрировавших в своих руках
огромные богатства и необъятную власть, над Беларусью не всходило солнце, не светили звезды, ночь не сменялась днем, а зима - весной. Да и самой Беларуси в строгом смысле слова не существовало. Как Бог, вдохнув в кусок глины свои силы, сотворил человека, так радзивилы, сапеги, острожские, хадкевичи, тышкевичи, пашкевичи, слушки, кишки и иже с ними сотворили нашу республику. Как с Иисуса Христа берет начало мировая христианская
религия, так с магнатов начинается белорусская история. Славная, героическая, счастливая, сияющая всеми цветами радуги. Восславим за это магнатов! Воздадим им должное! Поднимем их выше небес! Более заслуженных благодетелей у нашего народа не было, нет и не будет. Это - истина в последней инстанции. Подвергать ее сомнению строго возбраняется. Аминь!
Конечно, мазать сплошной черной краской деятельность родовитых князей не следует. Этим в недалеком прошлом серьезные ученые и не занимались. Откроем, к примеру, пятый том региональной короткой энциклопедии о Белорусской ССР, выпущенной в 1981 году. При коммунистах, как теперь принято говорить. В ней радзивилам
отведено почти полторы страницы убористого текста. Для сравнения: Миколе Гусовскому, Франтишку Скорине, Якубу Коласу и Янке Купале - по две; Кастусю Калиновскому и Петру Машерову - по полстраницы.
Как видите, потомкам радзивилов вместе с сонмом их сегодняшних почитателей грех жаловаться на то, что проклинаемые ими "комуняки" обижали и зажимали панов. "Радзивилы, - читаем в энциклопедии советского периода, - играли значительную роль в политической жизни Речи Посполитой, в XVIII веке известны как меценаты,
создатели портретной галерии, основатели мануфактур".
Сапеги представлены скромнее - им отпущено полстраницы текста. Оно и понятно: их древо менее густое, менее ветвистое, менее могущественное - каждый сверчок знай свой шесток. Текст сугубо нейтральный, не содержит никаких политических оценок, слюны - ни сладкой, ни кислой - нет и в помине. Вот вам и классовый
подход, за который бичуют КПСС нынешние якобы беспартийные "исследователи". Вот вам и идеологическая зашоренность коммунистов, над которой кривят губки нынешние якобы высокообразованные недоучки.
Сегодня новая партийщина и некомпетентность пытаются править бал в гуманитарных науках. Антисоветский, антикоммунистический поток, по-прежнему являясь ведущим, дополняется антибелорусской, антинациональной струей. Она тщательно маскируется и вбрасывается в общественное сознание в виде слюнявого тезиса: польские
магнаты для Беларуси - это ее альфа и омега, это ее голова и сердце. Были ли у нашего народа эти жизненно важные органы до радзивилов, потоцких и сапег - данный вопрос не ставится. Пока его заминают для ясности...
ФЕНОМЕН НАЦИОНАЛЬНОЙ КЛАССИКИ
Национальная классическая литература, начиная с творчества революционного демократа Франтишка Богушевича (1840-1900), развивалась и пульсировала в одном ключе - как эхо белорусского народа. Что касается поэзии, то я должен выразиться еще категоричнее: как абсолютное эхо белорусского народа. Это, пожалуй,
уникальное явление в мировой литературе. Менялись цари, но наши классики не создавали ни од, ни гимнов по случаю их восшествия на престол. Проводились реформы, но наши классики не откликались на них благодарственной поэзией или прозой. Одерживались громкие военные победы, но наши классики не призывали веселиться и ликовать по этому поводу. Вырастали на земле величественные замки и дворцы, но наши классики не восторгались их красотой
и неприступностью.
Почему? На все, решительно на все наши классики смотрели глазами народа, крестьянства в первую очередь; все, решительно все они оценивали так, как оценивали простые люди. Как именно? Очень просто. Народ знал: нет у него друзей, нет у него благодетелей. Различные претенденты на эту роль думают об одном и
стремятся к одному: на его крови и поте, на его костях и слезах строить свое благополучие, накапливать огромные богатства, сосредотачивать бесконтрольную власть.
Исключений из этого правила народ не знал. Франтишек Богушевич, Максим Богданович, Янка Купала, Якуб Колас тоже их не знали. Потому они нигде, ни разу, ни на йоту не отступили от единожды занятой позиции: не было и нет хороших господ - панов, магнатов, князей, монархов. Не было, нет и не может быть между народом
и ними мира и согласия. Они - два социально враждующих лагеря, которых воедино не соединить. Эта ортодоксальность - не свойство личного характера, а "лишь" отражение народной ортодоксальности, "лишь" эхо белорусского народа.
Ограничим более детальный разговор рамками творчества Янки Купалы. Я не обнаружил у него ни одного стихотворения, а в стихотворении - ни одной строчки, в которых он пытался установить хотя бы тонюсенькую смычку между мужиком и паном. Наоборот. Купала в каждой строке каждого стихотворения, связанного с социальной
тематикой, нагнетал, накалял народную ненависть к угнетателям, беспощадно обличал тех, кто гордился своими белыми ручками. Кредо Купалы: между людьми, влачащими подневольное существование в кособоких хатах, и сверхчеловеками, царствующими в замках и дворцах, нет и не может быть никакого общественного договора. Только непримиримая социальная война, в ходе которой кто-то должен исчезнуть с исторической арены. Купала считал: должны
исчезнуть господа.
В подтверждение сказанного не стану приводить цитаты. Еще раз повторяю: у народного поэта Беларуси Янки Купалы нет, на мой взгляд, ни одного стихотворения, а в стихотворении - ни одной строки в пользу панов. Ни одной! Кто сомневается - пусть поищет. Найдет - попрошу прислать мне, буду очень благодарен.
Таков феномен Купалы. Таков феномен отечественной классики. Уверен: апологетам магнатов не удастся задурить нам голову, выдать черное за белое, навязать лживую концепцию о чуть ли не решающей роли радзивилов и сапег в белорусской истории, в судьбе белорусской нации.
ПЕСНЯ БЕССМЕРТИЯ
Магнаты интересовали Янку Купалу. Так, в поэме "Бандароўна" он пишет о Потоцком, застрелившем красавицу-крестьянку, которая отвергла его любовь. В поэме "Нiкому" безымянный пан пытался воспользоваться правом первой ночи, и жених, чтобы не допустить надругательства, зарубил топором невесту. В поэме "Адплата
кахання" богатый шляхтич из-за девушки, полюбившей мужика, пустил в дело такое же оружие, а потом поджег сарай с трупом соперника.
Данная тема поднята на вершину поэзии, на уровень шедевра в бессмертном "Кургане". В этом году исполняется 90 лет, как поэма была впервые напечатана в газете "Наша нiва".
В произведении два главных действующих лица - грозный князь и гениальный народный гусляр. Оба - безымянные. Следовательно, оба образа собирательные, символические.
Первый олицетворяет радзивилов, сапег и т.д. Перед нами предстает не человек, а зверь - мучитель крестьян, беспощадный палач, неуправляемый самодур, организатор всяческих бесчинств и массовых репрессий против "быдла".
Второй олицетворяет отношение народа к магнатам. Перед нами предстает не замученный и духовно сломленный старик, а мужественный и нравственно несгибаемый, несмотря на возраст, боец за крестьянскую правду против господской кривды.
Схватка между ними происходит на свадьбе дочери магната. Князь требует: потешь, развесели уставших гостей; справишься - озолочу, не справишься - пеняй на себя. И гусляр, ударив по струнам, запел...
Каждое слово в этой песне, каждая нота в ней звучали как грозное обличение магната. В самом кошмарном сне он не мог представить, что найдется человек, который публично вывернет его душу, обнажив полное ничтожество властелина, вынеся ему беспощадный, но справедливый моральный приговор. Гусляр растоптал князя по
мраморным, устланным коврами полам, размазал его по золоту и серебру, украшавшим замок. Образовалась, покуда звучала песня, кучка грязи и дерьма, вызывающая ужас и брезгливость.
Закончилась песня. Кучка зашевелилась, обрела прежние очертания. Ошалев от бессильной ярости, от вселенского позора, магнат повелел живьем закопать песняра. Повеление было исполнено.
Я снова не привожу цитат. Не хочу вмешиваться в гениальный полет купаловской мысли. Ограничусь советом: процитируйте "Курган" для себя сами, то есть перечитайте поэму.
Почти столетие прошло после написания этого произведения. Давно уже нет Янки Купалы. Физически нет. Духовно он остается с нами, и эта духовность обогащает нас, помогает оставаться людьми, делает нас морально сильнее, помогает понять, кто есть кто и кто был кто. Оценки песняра насчет магнатов не замолчать, не
заменить, не подменить. Напрасно на это тратятся цистерны слюны. Напрасно.
Эдуард ЯСНЫЙ
Примечание: прекрасные слова, вынесенные в заголовок настоящей статьи, принадлежат не мне. Я чуть-чуть перефразировал выражение Александра Сергеевича Пушкина (у него - "эхо русского народа"). |