Террористическая борьба Каждый человек имеет право убить тирана, и народ не может отнять этого права ни у одного из своих граждан. Сен-Жюст (1793) Смертная казнь противна законам гуманности, но если бы ее даже не существовало, то для тиранов ее следовало бы установить. Миньо (1793) Право казнить тирана совершенно тождественно с правом низложить его. Как то, так и другое производится совершенно одинаково, без всяких судебных формальностей... С точки зрения свободы нет личности более подлой, с точки зрения человечности нет человека более виновного. Робеспьер (1793) I Подобно тому, как первоначальные силы природы просты и немногочисленны, но проявляются в миллионах самых разнообразных и причудливых форм, так и внутренние причины революции вечно одни и те же, хотя каждый раз она является в мире в новом неожиданном виде. Когда в глубокой древности могучие леса покрывали современную Европу и только одинокие замки феодалов возвышались здесь и там, отделенные друг от друга громадными пространствами; когда больших городов было много и армии королей не достигали значительных размеров; когда пути сообщения были одинаковы и для королевского войска и для восставшего народа, а вооружение было с обеих сторон почти одно и то же, - революционные движения проявлялись в форме больших крестьянских восстаний... Но время шло, - феодализм, дробивший средневековое государство, мало помалу падал, короли получили в свое распоряжение громадные материальные средства и войска, сгущение населения и поднятие уровня потребностей цивилизованных классов привели к улучшению путей сообщения между центрами и провинцией, - и крестьянские движения стали подавляться в самом их зародыше. Между тем
развитие мануфактуры привело к скоплению
рабочего люда в городах, и центр революционной
жизни перешел к городскому населению. Кривые,
узкие, извилистые улицы и переулки прежних
городских предместий, стиснутые, как ущелья,
между рядами противоположных домов, из окон
которых могли просовываться с одной стороны на
другую жерди для просушки белья, как нарочно были
созданы для баррикад. Многочисленность
трудящегося народа, его близость к центру врагов
и происходящая отсюда возможность нанести им
решительный удар увеличивали вероятность победы
и давали восставшему народу уверенность в своих
силах. В настоящее время в беспредельных равнинах России, с ее редкими деревнями и сравнительно незначительными рабочими городками, где разрозненность крестьянского населения мешает сорганизоваться большому деревенскому восстанию, а незначительность городского пролетариата не представляла до сих пор серьезной опасности для правительства, начинающаяся революция приняла совершенно своеобразные формы. Лишенная возможности проявиться в деревенском или городском восстании, она выразилась в <террористическом движении> интеллигентной молодежи. И крестьянские движения, и восстания городского пролетариата, и современная борьба интеллигенции с правительством в России, все это только разные формы одной и той же революции. Вечно одна и та же, она только меняла свои формы сообразно условиям времени. II Как каждая революция начиналась с развития подготовительных идей, так и русское движение проявилось прежде всего в самоотверженной проповеди нового идеально-прекрасного строя жизни. Начавшись в 1872 г. пропагандой среди рабочего населения Петербурга, это движение вскоре перешло к провинциальному населению. В
крестьянской сермяге, с посохом в руках и
котомкой книг за плечами, отряхнув с ног прах
дряхлого мира шли пропагандисты по селениям и
деревням своей необозримой родины. Но как ни неожиданно было это движение для правительства, последнее немедленно приняло против него свои меры, и к концу 1874 г. почти все пропагандисты томились в казематах в ожидании ссылки, каторги или бесконечного заключения в центральных тюрьмах. В 1875 г.,
потерпев окончательное поражение в деревнях,
движение снова направилось к городскому люду для
того, чтобы действовать через него в деревне, но и
здесь оно было задушено правительством; почти
все пропагандисты этого периода и рабочие,
последовавшие за ними, были схвачены при первых
шагах своей деятельности... III Какова вероятная судьба этой новой формы революционной борьбы, которая могла бы быть названа <террористической революцией>? Чтобы ответить более или менее положительно на этот вопрос, надо бросить общий взгляд на смысл движения и его условия. Положение дел таково: во главе государства стоит всемогущее правительство с его шпионами, тюрьмами, и пушками, с его миллионами солдат и добровольных слуг и ведающих и не ведающих, что творят, правительство, в борьбе с которым были бессильны все народные восстания, все открытые революционные попытки молодежи... Против этой громадной организации, стягивающей железными когтями всю страну, способной по одному мановению своего повелителя раздавить и уничтожить десятки тысяч его явных врагов, подавленный, по живучий элемент населения - интеллигентная русская молодежь - выдвигает горсть людей незначительную по числу, но сильную и страшную своей энергией и неуловимостью. В этой кучке сосредотачивается вся активная, непосредственная революционная борьба. Напору
всемогущего врага она противопоставляет
непроницаемую тайну. Все, чего она требует для себя - это незначительных личных сил и больших материальных средств. Она представляет совершенно новый прием борьбы. Массовые
революционные движения, где люди нередко встают
друг против друга в силу простого недоразумения,
где народ убивает своих собственных детей, в то
время, как его враги из безопасного убежища
наблюдают за их гибелью, - она заменяется рядом
отдельных, но всегда бьющих прямо в цель
политических убийств. Она казнит только тех, кто
действительно виновен в совершающемся зле.
Террористическая революция представляет
поэтому самую справедливую из всех форм
революции. IV Террористическое движение в России имеет еще одну отличительную черту, которую не замечаем мы, его современники, но значение которой громадно. Она одна способна сделать целый перелом в истории революционной борьбы. Ненависть к народным угнетателям всегда была сильна в человечестве, и уже не раз самоотверженные люди ценою своей собственной гибели пытались уничтожить жизнь того, в ком олицетворялось насилие. Но каждый раз они погибали и сами. Акт человеческого правосудия над тираном совершался, но вслед за ним наступало и возмездие. Среди
гробового молчания подавленного народа
поднималась кровавая плаха, приносилась кумиру
монархизма человеческая жертва и народная
Немезида снова опускала свою едва поднятую
голову. И удовлетворенное на миг чувство высшей
справедливости сейчас же помрачалось гибелью
великодушного и самоотверженного человека.
Самая мысль о цареубийстве стала наконец
казаться чем-то страшным, трагическим. Она скорее
вызывала представление о безнадежном отчаянии, о
великодушном самоубийстве, чем о непримиримой
борьбе с угнетением... Она говорила людям о
страшных нравственных страданиях, о невыносимой
внутренней ломке, которую пришлось пережить
цареубийце, прежде, чем он, окончив расчет с
жизнью, шел на свой подвиг, и делала этот подвиг
исключительным, недосягаемым, ненормальным. Цари
знали, что таких самоубийц-героев мало - и
потому, оправившись от первого потрясения, снова
продолжали свои насилия. То была борьба отчаяния, самопожертвования; это - борьба силы с силой, равного равным; борьба геройства против гнета, знания и науки - против штыков и виселиц. Она не говорит уже человечеству о безнадежности и самоубийстве. Нет, она говорит ему о могучей любви к свободе, способной сделать человека - героем, способной придавать людям исполинскую силу совершать почти нечеловеческие дела. Цари и деспоты, угнетающие народ, уже не могут жить спокойно в своих раззолоченных палатах. Среди грома музыки, среди восторженных криков бесчисленной толпы, за десертом изысканного обеда, им кажется: вот-вот - земля обрушится под ногами и невидимый мститель оглушительным взрывом динамита даст знать врагам свободы, что их час пробил... V Нетрудно
угадать, каким путем должна идти
террористическая борьба, чтобы вернее достичь
своей цели. Каковы могут быть эти требования? Рассмотрим наше прошлое. Русское революционное движение всегда ставило своей целью перемену не только политического, но и экономического строя, без которого немыслима полная политическая свобода для рабочего населения. Проповедь в народе идей социализма - вот орудие, которое избрала для достижения своей цели русская социалистическая партия со времени своего возникновения в начале 70-х годов. Террористическое движение было результатом преследований правительства, сделав-ших пропаганду чрезвычайно затруднительной, если не невозможной. Очевидно поэтому, что террористическая борьба немедленно прекратится, как только социалисты завоюют для себя фактическую свободу мысли, слова и действительную безопасность личности от насилия, - эти необходимые условия для широкой проповеди социалистических идей. Наступит период затишья террористической борьбы, движение молодежи, снова направится в народ, и безжизненные формы современной государственной иерархии в том или другом виде просуществуют до тех пор, пока сознавший наконец свои права и восставший массами народ не сметет их со своей дороги и на развалинах современного экономического и общественного порядка не устроит новый, лучший строй, основанный на требованиях всеобщей свободы и справедливости. Нет сомнения, что косвенным продуктом террористической борьбы в России до ее окончания будет между прочим и конституция. Уверившись в негодности полиции и жандармов при новой форме революционной борьбы, правительство попробует привлечь к себе сторонников из классов, заинтересованных в поддержке существующего экономического строя. Наступит время императорского парламента, при котором под покровом общественной воли будет практиковаться такое же бесцеремонное насилие, как в настоящее время в Германии. Правительство будет иметь несколько более сторонников, но уничтожит ли это возможность бороться по-прежнему? Нетрудно
увидать, что - нет. Русским террористам предстоят две в высшей степени важные и серьезные задачи. 1. Они должны разъяснить теоретически идею террористической борьбы, которую до сих пор каждый понимал по-своему. Вместе с проповедью социализма необходима широкая проповедь этой борьбы в тех классах населения,. в которых благодаря их близости к современной революционной партии по нравам, традициям и привычкам, пропаганда еще возможна и при настоящих неблагоприятных для нее условиях. Только тогда будет обеспечен для террористов приток из населения свежих сил, необходимых для упорной и долговременной борьбы. 2. Террористическая партия должна на практике доказать пригодность тех средств, которые она употребляет для своей цели. Системой последовательного террора, неумо-лимо карающего правительство за каждое насилие над свободой, она должна добиться окончательной его дезорганизации, деморализации и ослабления. Она должна сделать его неспособным и бессильным принимать какие бы то ни было меры к подавлению мысли и деятельности, направленной к народному благу. Этими двумя путями она уже сделает свой способ борьбы традиционным и уничтожит самую возможность деспотизма в будущем. Как выполнят свою задачу современные террористы, это покажет будущее. Но мы твердо уверены, что террористическое движение обойдет все лежащие на его пути препятствия и торжеством своего дела докажет всем противникам, что оно вполне удовлетворяет условиям современной действительности, выдвигающим на первый план такого рода борьбу.
|
Оглавление| Персоналии | Документы | Петербург"НВ"|Библиография|