http://www.crjs.ru/resources/articles.php?parentid=4&artid=13
В.Е. Кельнер
Лев Дейч и нью-йоркская газета
«Новый мир»
В феврале 1911 г. Лев Дейч, в сопровождении жены - Эсфирь
Зиновьевой, прибыл в Нью-Йорк. Имя его было хорошо известно среди эмигрантов из
России и американских социалистов. Участник русского революционного движения
1870-х гг., ставший последователем Г. В. Плеханова, он уже однажды посещал эту
страну. В 1901 г. он бежал из сибирской ссылки и через США проследовал в
Европу. Именно тогда он познакомился с Сергеем Ингерманом. Выходец из России,
врач по профессии, Ингерман уже давно проживал в США и был активистом
Социалистической партии. При этом Ингерман не прерывал связей с Россией,
поддерживал контакты с группой Г. В. Плеханова и даже оказывал русской социал-демократии
финансовую поддержку. Его знакомство с Дейчем в 1901 г. продолжилось в России в
1906 г. Затем они встретились на съезде РСДРП в Лондоне в 1907 г. после
очередного побега Дейча из ссылки.
Наступление в России реакции, последовавшей в результате
подавления освободительного движения, заставило Л. Дейча вновь эмигрировать. Он
жил то в Англии, то во Франции, активно участвовал в эмигрантской жизни и в той
борьбе, которая велась в среде социал-демократов между приверженцами различных
идейных течений.
Не будучи ни теоретиком, ни обладая способностями
организатора, Дейч, тем не менее, имел большую известность. Человек, вступивший
в революционное движение еще в 1870-е гг., народник, участвовавший в ряде
громких исторических событиях той поры, он обладал публицистическим даром и
журналистскими способностями. Особую известность ему принесли многочисленные
воспоминания о побегах из сибирской ссылки и о годах проведенных в рядах
революционных народников. В десятках очерках мемуарного характера, печатавшихся
в русскоязычной социалистической прессе по всему миру, он представил целую
галерею видных революционеров прошлой эпохи.
Предложение перебраться в США пришло к Дейчу как никогда к
стати. События в России не давали надежды на скорое возвращение на родину.
Общая эмигрантская духовная и экономическая неустроенность приводила к острым
не только партийным, но и личностным конфликтам. Годы, проведенные в тюрьмах и
ссылке, во многом подорвали его здоровье. Публикации в печати не приносили
особого материального благополучия. Поэтому Дейч фактически сразу же принял
предложение Ингермана. Тем более что в этом его поддержали и многие его
товарищи по партии, в т. ч. П. Аксельрод и В. Засулич[1].
Ингерман приглашал Дейча от имени издательского
товарищества «Новый мир» на должность редактора газеты на русском языке.
Ингерман писал ему: «Необходимость в такой газете громадная: в Соединенные
Штаты и Канаду иммигрирует из года в год все увеличивающийся контингент русских
рабочих, не владеющих никаким другим языком, кроме родного. Они, поэтому,
подпадают под развращающее влияние выходящих здесь русских газет, издающихся с
корыстными целями разными «дельцами» и черносотенцами …»[2] К приезду Дейча,
Ингерман опубликовал в местной печати не только извещения о его прибытии, но и
напомнил его биографию, представив Дейча видным революционером и русским
писателем.
Уже в первый день пребывания в Нью-Йорке, Дейча посетили
представители местной социалистической печати. На следующий день он, в
сопровождении Ингермана, нанес визит Абраму Кагану. Главный редактор и
всевластный владелец самой распространенной и влиятельной еврейской газеты в
США «Форверст», он, желая помочь Дейчу сделать первые шаги в американской
журналистике, пригласил на эту встречу большое количество представителей
американской печати. Разговор, состоявшийся на этой встрече, продемонстрировал
полное непонимание, и даже неприятие Дейчем американских традиций. Он ни как не
мог понять, почему собравшихся, по большей части, интересуют не его планы по
построению новой газеты, ни положение в русском социал-демократическом
движении, а исключительно истории его побегов из Сибири. Появившиеся на
следующий день публикации, рассказывавшие об этой встрече, привели Дейча в
негодование. По его мнению, он был представлен «авантюристом» и «искателем
приключений», а не «серьезным социалистом», приехавшим в США для работы среди
русского пролетариата Америки.
Кроме А. Кагана, Дейч впервые же дни познакомился и с
редакторами других местных социалистических газет, выпускавшихся на английском
и идише: Сипсоном и Лесиным. Наиболее важной для него стала встреча с Морисом
Хилквитом. Один из руководителей Социалистической партии США, он был
представителем этой партии в Социалистическом Интернационале. Их взаимный
интерес обуславливался еще и тем, что Хилквит также несколько десятилетий до
этого, эмигрировал в США из России. Кроме подобных встреч, Дейчу пришлось
«пережить еще и череду банкетов и митингов, устроенных в его честь не только в
Нью-Йорке, но и в других городах Америки. Несмотря на то, что Ингерман объяснил
проведение подобных митингов необходимостью рекламной кампании создаваемой
газете и сбором денег для обеспечения ее существования, Дейч так и не принял
подобный «типично американский буржуазный образ действий». «Нажива и обогащение
стоят здесь на первом плане и поглощают все другие человеческие стремления» -
таковы были его первые впечатления от встречи с американской действительностью.
Подобный вердикт он вынес от встреч не с представителями демократической или
республиканской партий, а от общения с американскими социалистами и недавними
эмигрантами из России. На мой взгляд, это является показателем того, насколько сохранил
Дейч свои народнические воззрения, воспринятые еще в России в годы юности. В
одном из своих очерков он так характеризовал город, в котором поселился: «По
населению Нью-Йорка вообще нельзя получить сколько-нибудь верного представления
об американцах и об их стране … чуть не четверть пятимиллионного его населения
составляют евреи, преимущественно выходцы из России. Поэтому с русским языком
можно вполне свободно обойтись в Нью-Йорке, в особенности в нижней,
торгово-промышленной его части …»[3]
Была у него в Нью-Йорке еще одна встреча со старым
знакомым. В 1890-е гг. он, находясь на поселении, участвовал в издании в
Благовещенске либеральной газеты «Амурский край». Тогда он познакомился с местным
педагогом Иваном Окунцовым, сотрудником этой газеты. Эмигрировав в США в 1906
г., Окунцов начал издавать газету на русском языке «Русский голос» («Русское
слово»). Дейч встретился со старым знакомым и к своему удивлению увидел, что от
былого демократического запала у Окунцова, на американской земле уже ничего не
осталось и в своей газете он печатал, не только статьи, направленные против
социалистического движения, но и антисемитские материалы. Несмотря на это, по
свидетельству Дейча, Окунцов и его газета «Русский голос», за счет популизма и
демагогии, имели значительную популярность среди русской эмиграции в Нью-Йорке.
Во многом этим обстоятельством и вызван был план Ингермана
и некоторых других выходцев из России, по созданию новой русскоязычной газеты.
Приглашая Дейча в США, Ингерман уверял его в материальной
состоятельности этого проекта. Однако, прибыв в Нью-Йорк, Дейч убедился в
обратном. До необходимой для начала дела суммы недоставало около двух с
половиной тысяч долларов. Перед Дейчем была поставлена задача в течение двух
месяцев, собрать недостающую сумму. Для этого ему была устроена череда
выступлений на митингах и лекционное турне, сначала в крупных залах Нью-Йорка,
а затем и по всей стране. После митингов следовала кампания по сбору средств на
газету, все лекции также были платными. Постепенно Дейч понял, что его
пригласили в Америку не как человека способного создать и редактировать газету,
а в качестве некоего персонажа, с помощью которого можно было осуществить
рекламу нового издания, собрать недостающую часть денег и привлечь подписчиков.
Он сообщал В. Засулич: «… на моем имени, отчасти, американцы строят свои
надежды на успех их предприятия»[4]. Недавние эмигранты из России, по большей части, евреи,
безусловно, заинтересовались такой фигурой как Лев Дейч и по началу охотно
посещали его лекции и выступления на митингах.
Газета «Новый мир» под редакцией Л. Дейча начала выходить в
свет в апреле 1911 г. В первом ее номере Дейч сформулировал основные задачи
этого печатного органа. В передовой статье он подчеркнул, что газета создана не
только для «инородцев», но и для «этнических русских, которых выгнали из России
политические и экономические условия». Далее он писал о том, что среди задач,
стоящих перед «Новым миром», как газеты социалистической, первоочередными
являются: знакомство эмигрантов из России с «действительными условиями
американской жизни и труда» и «информирование о положении дел в России».
Одновременно газета была призвана «противостоять правительственным изданиям в
США и вырвать русских трудящихся из-под их влияния». Тогда же в письме к В.
Засулич он сообщал ей о предназначении газеты в менее дипломатической форме:
«Эта газета предназначена для самых серых, неразвитых рабочих и крестьян,
приезжающих сюда массами на заработки и попадающих под влияние черносотенных
попов и консулов, распространяющих среди них черносотенные взгляды»[5].
В первый год издания «Нового мира», когда он находился под
руководством Дейча, в газете были следующие основные рубрики: «Новости из
американской жизни»; «Что делается на родине»; «Из рабочей и социалистической
жизни Америки»; «Иностранное обозрение» (Из заокеанской жизни); Фельетон;
«Нью-Йоркская хроника»; «На злобы дня»; «Из жизни русских отделов
Социалистической партии».
В качестве издателя выступало Товарищество «Новый мир».
Печатание осуществлялось в типографии Липшица на Lafaett str. Редактура Дейча
проходила «при ближайшем участии М. Баранова, Г. Бургина, Э. Зиновьевой и С.
Ингермана. Пользуясь своими связями в русском социал-демократическом мире, Дейч
привлек к сотрудничеству в газете многих видных деятелей этого движения и
публицистов. Так в рубрике «Что делается на родине» выступал Троцкий, по
проблемам колониализма - Волонтер (Павлович), из Италии писала А. Балабанова,
теоретические проблемы поднимал Ф. Дан. Из собственно американских социалистов
в газете активнее всего выступали Г. Бургин и М. Хилквит.
Лишь один раз опубликовался в газете Г. В. Плеханов. Это
была его статья «Учение Л. Н. Толстого».
Л. Дейч позднее отмечал, что на протяжении всего 1911 г.
чуть ли не две трети каждого номера писалось им лично и его женой Э.
Зиновьевой. Это происходило в виду «неорганизованности» и «необязательности»
многих из тех, кто первоначально обещал свое участие в газете. Среди
подписанных Л. Дейчем материалов в газете была опубликована серия очерков
мемуарного характера, а также материалы в дальнейшем, уже десятилетие спустя,
ставшие основой его работы «Роль евреев в русском революционном движении». Его
жена скульптор Э. Зиновьева, писала обзоры по современному русскому искусству и
литературе.
Содержание газеты четко подразделялось на две части в
соответствии с поставленными перед ней задачами. Во-первых, она была фактически
органом Американской социалистической партии. Поэтому в ней давалась информация
о деятельности партии, главным образом, ее русских отделений и поднимались
специфические для русских трудящихся в этой стране проблемы. Во-вторых, будучи
газетой предназначенной для недавних эмигрантов из России, она стремилась
воспроизвести как можно более широкую панораму политической жизни на родине.
Процессы, происходившие в России, интерпретировались исключительно с точки
зрения русской социал-демократии.
Каждый номер газеты Л. Дейч пересылал в Европу товарищам по
партии, тем, на сотрудничество которых он рассчитывал. Естественно, для него
важно было и их мнение о его предприятии. Однако мнение это оказалось совсем не
однозначным. П. Аксельрод отрецензировал первые номера «Нового мира» следующим
образом: «Мне, например, отсюда чудиться, что в Нью-Йорке нет достаточно
многочисленного круга читателей для русского органа определенного типа.
Подавляющее число переселенцев, не успевшие еще обамериканиться, читают,
вероятно, еврейские или немецкие газеты. А совсем обамериканившиеся, совсем
перестают интересоваться Россией и изданиями на русском языке. Для
переселившихся же совсем серых нужна бы архипопулярная, т. е. азбучная
литература... Мне представляется, что если имеется публика, расположенная
читать местный русский журнальчик, то привлечь ее можно больше всего тем, что
содержание будет подчеркнуто из русской жизни, точнее, если он будет прямо
посвящен регулярному осведомлению русско-американских выходцев о политической
жизни, с борьбою партий, с общественным движением и подвигами нашей
администрации, судов и правительства ...»[6]
Л. Дейч руководил газетой «Новый мир» до середины декабря
1911 г. Собственно говоря, разногласия между ним и большинством членов
правления Товарищества «Новый мир» начались с первых дней их совместной работы.
Уже в январе 1911 г. Дейч сообщал П. Аксельроду: «Общее мое впечатление не
особенно благоприятное: полное отсутствие людей, могущих и способных отдаться
делу, крайне жалкое количество денег, сомнительные виды на будущее …»[7] В марте того же
года он уже более предметно рассказывал Аксельроду о своих редакторских
проблемах, главными из которых он считал: «… отсутствие здесь каких-либо
русских сотрудников и невозможность для газеты платить товарищам из Европы». Но
более всего беспокоила его «… невероятная склонность наших здешних товарищей усложнять
всякий мелочный вопрос, устраивать по всякому незначительному поводу
переговоры, затягивающиеся до 1-2 часов ночи …»[8] Ко всем
неприятностям прибавился и стремительно развивающийся личностный конфликт между
Дейчем и фактическим главой издательского товарищества С. Ингерманом. Дейч, уже
в марте 1911 г. писал о нем Аксельроду: «Он не то фантазер, не то умышленно
немного приукрашивает»[9].
Но первый настоящий конфликт между ними возник из-за нежелания Ингермана «по
принципиальным соображениям» выплачивать гонорары за статьи авторам –
социалистам, т. к. это, по его мнению, «противоречит принципам»[10]. Сам Дейч не
претендовал на отдельную оплату, кроме того, ранее обусловленного скромного
содержания, которое он получал в качестве редактора (25 долларов в месяц). Он с
первых дней пребывания в США регулярно печатался в газете «Форверст». Хотя при
этом он и не скрывал своего критического отношения к руководителю этой газеты
А. Кагану, характеризуя его в письмах к друзьям в Европу как
«оппортуниста-американца чистейшей воды». Добавляя, что отношения между ними
хорошие: «… видимо, потому что редко видимся»[11].
Другой заметный конфликт, разгоревшийся между Дейчем и
Ингерманом, произошел из-за редактирования статей, написанных последним для
газеты. Дейч, возможно не без оснований, полагавший, что он русский язык знает
лучше, чем давно покинувший родину Ингерман, подвергал эти писания жесточайшей
правке.
Суть конфликта с Ингерманом, в изложении Дейча, состояла в
том, что «он придерживался американских нравов, мне же больше по душе были
наши, русские»[12].
На самом деле во многом это был типичный конфликт между издателем, ответственным
за финансовую сторону дела и редактором. К тому же дело обострялось обычной для
эмигрантов психологической неустойчивостью, личными чертами характера, как
Дейча, так и Ингермана. Судя по переписке Дейча с его товарищами по
социал-демократическому движению, он, проведший много лет в тюрьмах и ссылке,
долго живший в эмиграции, был человеком крайне раздражительным, вспыльчивым и
мнительным. Но главное в их конфликте то, что Дейч и Ингерман кардинально
расходились в понимании того, какой должна быть социалистическая русская газета
в США. Давно живший в Америке и сделавший неплохую карьеру Ингерман, подходил к
этому делу сугубо как к предприятию капиталистическому. В свою очередь, Дейч,
воспитанный на традициях русской революционной и либеральной печати, исповедовал
совершенно иные взгляды. Показательным в данном случае является, например,
полное неприятие Дейчем публикации в газете коммерческой рекламы.
Неспособность Л. Дейча идти на компромиссы и нежелание
учитывать «местную специфику» неизбежно привели к конфликту. При этом он не
хотел прислушиваться к советам даже тех «американцев», которые к нему
относились достаточно лояльно. Среди них был и М. Хилквит, предупреждавший
Дейча о том, что «Новый мир» должен стать «капиталистическим учреждением, «по
крайней мере, в финансовом плане»[13].
В итоге кризис в газете и в отношениях между ее
руководителями достиг апогея уже летом 1911 г. Дейч сообщал друзьям в Европу о
существовании «заговора», направленного против него. Согласно его
интерпретации, весь смысл приглашения в США на эту должность был не более чем
интригой Ингермана, желавшего получить, таким образом, собственный печатный
орган. При этом Ингерман, якобы, рассчитывал, используя имя Дейча, привлечь к
этому предприятию всеобщее внимание, финансы и сотрудников, а затем превратить
редактора в чисто номинальную, техническую фигуру. Теперь же, заметив растущее
влияние Дейча среди «русской» общественности Нью-Йорка, он решил его устранить.
В сентябре 1911 г. Л. Дейч попытался подать в отставку, но она не была принята.
В тоже время «группа Ингермана», к которой он причислял местных социалистов,
также выходцев из России Луполова и Копельсона, добилась отклонения его
предложения об изменении периодичности выпуска газеты[14].
Дейч продолжал работать в газете еще несколько месяцев. Но
не получая более поддержку со стороны «американцев», дело выпуска газеты
встречало все больше и больше затруднений. В начале декабря Дейч сообщал
друзьям: «Положение газеты не важное, средства на исходе, доходы не
увеличиваются, дефицит растет. Я из кожи лезу, чтобы поддержать ее: не только
почти один заполняю большую часть ее, но всячески стараюсь и о материальных
средствах…»[15]
Осенью положение газеты оказалось критическим, и Дейч
предложил перейти на новый формат издания, выпускать «Новый мир» не раз в
неделю, а два раза. После долгих споров и даже отставки не согласных с этим
шагом сторонников Ингермана, общее собрание все же так и не приняло
окончательного решения. И тут сторонники Ингермана на очередном собрании
обвинили Дейча, а заодно и его жену, «в узурпации власти в редакции», некомпетентности,
зазнайстве и прочих провинностях. На собрании правления товарищества в декабре
1911 г. чуть не дошло до рукоприкладства. В итоге, не дожидаясь решения
собрания, Дейч заявил о своей отставке. Правда, одновременно он подал в
«товарищеский суд» на своих противников. Суд, под председательством М.
Хилквита, и при активном участии А. Кагана, действительно состоялся и вынес
«соломоново решение». Суд признал все имевшиеся разногласия не принципиальными,
а результатом недоразумения и различий в темпераментах противников. Отставка
Дейча была принята, но ему выплатили неустойку за четыре месяца. В номере 37 от
15 декабря 1911 г. появилось его заявление, следующего содержания:
«Независящие, и отчасти и зависящие от меня, обстоятельства заставили меня,
наконец, отказаться от дальнейшего редактирования «Нового мира». Настоящий
номер является, таким образом, последним, мною проредактированным. В дальнейшем
выходе этой газеты я решительно никакого участия принимать не буду, и всякую
ответственность с себя за ее характер заранее снимаю»[16].
Негодование Л. Дейча было безмерным, и он обратился за
поддержкой к своим европейским друзьям. В письме П. Аксельроду он гневно
восклицал: «… меня, старого революционера, выбросили на улицу»[17]. В своих письмах
к Аксельроду, В. Засулич, Л. Мартову, Ф. Дану и другим, он требовал от них
прекратить всякое сотрудничество с Ингерманом и «Новым миром». Каково же было
его удивление и возмущение, когда, практически никто из них не счел возможным
безоговорочно встать на его сторону. Для такого «международного конфликта»
личные недоразумения между Дейчем и Ингерманом показались им слишком
незначительными. К тому же, видимо зная неуравновешенный характер своего
товарища, они пожелали, по крайней мере, выслушать аргументы и противоположной
стороны. Подобную реакцию товарищей Дейч охарактеризовал, чуть ли не как
предательство. В июне 1912 г. он писал Аксельроду: «Если Ты мог считать
подлецами «большевиков», то Ты сугубо обязан был бы счесть мерзавцами Ингермана
и Кº, которые не из принципиальных разногласий, а исключительно из-за
личных, мелко-чистолюбивых побуждений, совершили в отношении меня массу
поступков, которые на языке всех людей называются низкими, подлыми…»[18].
Обиду на «нелояльное поведение» старых товарищей по партии
он сохранил надолго и время от времени, в своих письмах, вновь возвращался к этой
теме.
Он стал думать о возвращении в Европу. В ноябре 1912 г.
Дейч писал Аксельроду: «Кроме чужой страны с незнакомым языком и почти полным
отсутствием сколько-нибудь соответствующих нам по возрасту и воззрению людей, у
нас присоединяется еще необеспеченность, неопределенность… Оставаться здесь для
меня нет решительно никакого смысла и цели: американцем я никогда не стану,
рассчитывать на приобретение здесь интересного, захватывающего занятия не смогу
и даже прочного для жития заработка изыскать здесь не в состоянии»[19].
Круг его общения резко сократился. Наиболее часто он
продолжал общаться только с эмигрантами из России, социалистами Аронзоном и
Равичем, Зифом, Робинзоном. Однако вскоре он получил предложение о
сотрудничестве в газетах «Форверст» и «Цукунфт». Таким образом, ему решили
оказать поддержку А. Каган и М. Хилквит – люди в то время, наиболее влиятельные
в русско-еврейском мире Нью-Йорка.
В период первой мировой войны Л. Дейч все же предпринял еще
одну попытку развернуть в США издательскую деятельность. Он выпустил несколько
номеров журнала «Современное слово», в котором пропагандировал позицию Г. В.
Плеханова в отношении этой войны.
В январе 1917 г. Л. Дейч прибыл в Великобританию, а сразу
же после Февральской революции вернулся на родину.
Работа Л. Дейча по изданию в Нью-Йорке социалистической
газеты на русском языке, оказалась, во многом, отрицательным, но необходимым
опытом, позволившим уточнить ряд позиций в среде эмигрантов из России, выявить
их приоритеты и перспективы подобной деятельности в будущем.
Годы, проведенные в Нью-Йорке, позволили ему начать работу
над книгой «Роль евреев в русской революции» и в тоже время усилили
неприязненное отношение к тому образу жизни и миропониманию, к так называемой
«буржуазности», которые он с тех пор, навсегда, связывал с США и
русско-еврейским Нью-Йорком.