Яков Хонигсман /Львов/
Политические партии в современном смысле слова возникли в связи с буржуазными
революциями, появлением парламентов и парламентаризма, как формы организации
и осуществления государственной власти.
По мере усиления классовой дифференциации в обществе, углубления социальных
противоречий, вовлечения все большего числа людей в политику, возникают
партии, которые выражают и защищают интересы класса и слоев общества.
Они со временем становятся субъектами истории, и их роль в обществе возрастает.
Среди евреев Галиции политические партии возникли в 70-х годах ХІХ века.
На начальном этапе они являлись фактически штабами по подготовке и проведению
своих представителей в австрийский парламент — рейхсрат, Краевой сейм
Галиции, местное самоуправление и кагалы. В дальнейшем приобретают постоянный
характер и организованную структуру, необходимые для повседневного воздействия
на народные массы.
Следует иметь в виду, что Галиция на протяжении веков делилась на Западную
и Восточную, где численность населения и условия жизни евреев были различны.
В Западной Европе согласно переписи населения в 1869 г. поляки составляли
88% населения, евреи — 7,5%, украинцы — 4%, немцы — 0,5% населения. Через
30 лет население Западной Галиции увеличилось на 12%, но соотношение между
этническими группами осталось почти как в1869 г. [1]. Численность евреев
составила уже 8%, украинское население составило 4% от всего населения.
Преобладающим большинством были поляки — 85%, многие из них активно стремились
к своей независимости, и им в этом активно помогали евреи, надеясь получить
а независимой Польше полное правоуравнение в правах наравне с другими
гражданами страны.
В Восточной Галиции преобладающим большинством были украинцы. Они составили
в 1869 г. 64%, поляки — 23%, евреи — 12,6%, В 1900 г. украинское население
составило 62%, польское — 22%, евреев было 12,6%, немецкое нацменьшинство
составило — 3,4% [2].
Еврейское население проживало в большинстве своем в городах и местечках
края. Это в значительной степени обусловило их сближение с польской культурой
и традициями поляков. На этом основании поляки, в их постоянном противостоянии
и борьбе за власть в стране с местным украинским населением, требовали
от евреев активной поддержки. То же требовало от евреев и украинское население.
Евреи же, чтобы не восстановить против себя ни одной из противоборствующих
этнических групп, должны были придерживаться строго нейтралитета. Такая
позиция третьей силы в регионе не удовлетворяла ни украинцев, ни поляков.
Они часто обвиняли евреев в поддержке противостоящей стороны и не редко
мстили евреям за их нейтралитет. Примером могут служить погромы во Львове
в ноябре 1918 г., антиеврейские эксцессы в Жашкове, Луцке и других городах
сразу же после I мировой войны. Эти особенности обуславливали поведение
политических партий евреев Восточной Галиции на протяжении всего межвоенного
периода.
ПАРТИИ УМЕРЕННЫХ АССИМИЛЯТОРОВ В КОНЦЕ XIX ВЕКА
Среди евреев Восточной Галиции наиболее активными участниками общественного
движения в 50– 70 гг. XIX века были умеренные ассимиляторы, интеллигенция.
В 60– 70 гг. большинство из них ассимилировалось в немецкой культуре,
поддерживали политику австро-немецких либералов, стремившихся укрепить
централизованную власть в двуединой монархии Габсбургов. В 80-х гг., разочаровавшись
в политике либералов Австрии и Германии, многие еврейские деятели Галиции
стали все более сближаться с польскими демократическими кругами страны,
ассимилировались в польской культуре, сближались все больше с демократическими
элементами польского общества, поддерживали польских парламентариев в
их политике, направленной на федеративное устройство государственной власти
в монархии. От этого они надеялись получить полное правоуравнение перед
законом. Чтобы нравиться польским правящим кругам, они все больше воспринимали
традиции и образ жизни польских демократов, подражали им в образе жизни
и политической деятельности.
Во главе этой группы еврейской интеллигенции стояли известные в Галиции
общественные деятели еврейства: социолог и писатель, профессор Людвиг
Гумплевич, депутаты первого в Галиции Краевого сейма: Марек Дубс из Львова,
Лазар Дубс из Коломыи, доктор Макс Ландсберг из Коломыи, Освалд Хонигсман
из Бродов, Шимон Сомельсон из Кракова, Эмануил Френкель из Львова и другие.
В 1869 г. эта группа умеренных ассимиляторов из интеллигенции основали
общество «Шомер Исраэль» /«Страна Исраиля»/, объединившее большую группу
еврейских умеренных ассимиляторов из интеллигенции, стремившейся все больше
сблизиться с демократическими группами польской общественности. В этом
же году общество «Шомер Исраэль» учредило двунедельный журнал под названием
«Дер Исраэлит». Редакторами этого издания стали активисты общества Ц.
Гросс, И. Клайн, Ф. Манш и другие. С 1869 по 1904 год редакция «Шомер
Исраэль» вела пропаганду идей гаскалы в Галиции, печатал полемические
статьи и беллетристику против галицийских консерваторов — ортодоксов раввинизма
и фанатически настроенных хасидов. Стоит отметить, что на протяжении долгого
времени все материалы журнала печатались еврейским шрифтом на немецком
языке. Львовский журнал ассимиляторов активно сотрудничал с варшавскими
ассимиляторами, издающими журнал под тем же названием «Izraelita», издаваемым
активным сторонником ассимиляции в польской культуре С.И. Пельтным. Редактор
варшавского «Исраэлита» сумел сгруппировать вокруг своего издания большую
группу европейски образованных евреев Варшавы и с их помощью вел активную
пропаганду о необходимости ассимиляции польских евреев в польской культуре,
чтобы стать «поляками еврейского вероисповедания».
В 80– 90 гг. варшавский журнал начал остро выступать против палестинофилов,
зарождающегося сионизма и языка идиш. Все это оттолкнуло многих умеренных
ассимиляторов, склонило их к пересмотру своих взглядов на ассимиляцию.
Это особенно проявилось в Восточной Галиции, где движение палестинофилов
было в 80-х гг. весьма популярным. К этому возникли значительные предпосылки.
В последние десятилетия XIX в. польские помещики и буржуазия продолжали
безконтрольно определять всю экономическую политику в Галиции. Польская
культура стала господствующей во всех сферах общественной жизни. Это и
было в значительной степени причиной того, что многие еврейские интеллигенты
стали во многом подражать полякам в образе жизни. Но со временем польские
парламентарии начали использовать в борьбе с еврейскими предпринимателями,
купцами и ремесленниками жупел антисемитизма. Однако, долгое время еврейские
ассимиляторы продолжали угодливо поддерживать польских парламентариев,
надеясь, что последние станут более благосклонными к требованиям еврейской
общественности. В 1888 г. группа пропольских ассимиляторов в Восточной
Галиции во главе в А. Носсигом, Я. Бернфельдом и другими основали общество
«Агуддат Ахим» /«Союз Братьев»/ и еженедельник «Отчизна». Его редакторами
стали В. Фельдман, М. Тумен, А. Носсиг, Я. Бернфельд. Они также издавали
приложение к журналу «Отчизна» под названием «Ха мазкир». В этих изданиях
новые ассимиляторы всячески пропагандировали необходимость последовательной
польской ассимиляции, призывали еврейскую интеллигенцию стать «поляками
иудейского вероисповедания». В 1885 г. ассимиляторы решили организовать
ряд учебных заведений для религиозной молодежи, где учили бы не только
иудаистические науки, но и светские дисциплины, иностранные языки, основы
европейских наук.
В конце XIX в. ассимиляторы Галиции предприняли кампанию критики еврейских
хедеров и школ с религиозным обучением. Они активно призывали евреев края
посылать детей на обучение в польские школы, где могли бы стать полноценными
гражданами Польского государства.
В начале ХХ в. ассимиляция продолжала охватывать большую часть еврейской
интеллигенции. Многие из них все больше сближались с польской общественностью,
ассимилировались, а в 1914– 1916 гг. многие из них стали участниками польского
национально-освободительного движения, записывались в польские военные
кружки, а в годы войны стали участниками польских легионов, организованных
будущим руководителем Польши Юзефом Пилсудским. В 1914– 1918 гг. принимали
активное участие в борьбе за независимость Польши.
КОНСЕРВАТИВНЫЕ ПАРТИИ ЕВРЕЕВ ГАЛИЦИИ
На противоположных позициях стояли хасиды и ортодоксы раввинизма. Хасидизм
как религиозное течение возник во второй половине ХVIII в. С самого начала
он, как демократическое движение простого народа, стал завоевывать влияние
во многих районах черты оседлости России, Подолии и Буковины. В Галиции
хасидизм в начале не был популярен. Здесь были сильны влияние и авторитет
ученых талмудистов, верных сторонников ортодоксального иудаизма, во главе
которых стояли известные талмудисты рав. Яков Мешуллам Орнштейн, Моше
Беренштейн и другие. Влиянием пользовался в Галиции и последовательный
противник хасидизма талмудистов Илья Гаон из Вильна. Они критиковали хасидизм,
рассматривая его как отзвук лжемессианства Сабатая Цви и Якова Франка.
В критике хасидизма они не останавливались и перед преследованием его
с помощью властей. Но чем больше критиковали хасидизм, тем успешнее он
завоевывал влияние над простолюдинами еврейства.
Хасидизм начал успешно завоевывать влияние над евреями Восточной Галиции
после переселения в Буковину ставшего уже знаменитым праведником-цадиком
раби Израиля Фридмана из Ружан Киевской губернии. В 40-х гг. он обосновался
в Садагоре близ Черновцов, окружил себя многими сторонниками и слугами,
зажил в роскоши.
Широкий образ жизни раби Израиля Ружанского, его неограниченное влияние
на многих его сторонников, в том числе богатых хасидов, способствовали
распространению хасидизма в городах и местечках юго-восточных районов
Австрийской империи и в Польше. После смерти Израиля Ружанского его наследники
и последователи основали ряд центров хасидизма в городах Прикарпатья,
Тернопольщины и Волыни. Хасидские дворы во главе с цадиками-праведниками
были основаны в Черткове, Коломые, но особенно известными стали дворы
цадиков-праведников династии раби Самуила Рокеаха /1779– 1855/, его наследника
раби Иошуа Рокеаха /1825– 1894/, внука раби Исахар Дов /1854– 1927/. Очень
популярными были цадики из династии раби Хаим бен Арье-Лейб Хальберштама
/1793– 1876/. Они возглавили движение хасидов и ортодоксов раввинизма
против ассимиляторов и палестинофилов. Их приверженцами были, как правило,
обедневшие евреи, в большинстве своем малограмотные, фанатично преданные
своим праведникам-цадикам, которым они беспрекословно подчинялись. Как
только они узнали, что ассимиляторы Восточной Галиции создали свою партию
«Шомер Исраэль», а затем группы просвещения, консерваторы из ортодоксов
и хасидов основали свою партию /объединение «Махзике га Дат» — политическую
организацию, во главе которой стали белзкий цадик Иошуа Рокеах и краковский
рабин Ш. Шрайбер. Их основная задача сводилась к активной борьбе против
ассимиляторов из группы «Шомер Исраель». Главным полем битвы между этими
политическими партиями евреев Восточной Галиции были выборы в австрийский
парламент в 1879 г. Во многих городах края происходили митинги сторонников
ассимиляторов и их противников — консерваторов из ортодоксов и хасидов.
В одном из донесений австрийской тайной полиции начальнику Львовского
управления внутренних дел говорится: «Прогрессивные круги еврейства собрались
на митинг и предлагают создать прогрессивную школу раввинов, в которой
учили бы не только религиозные науки, но и светские дисциплины, гуманитарные
науки из истории Польши и других народов, языки и естественно-математические
науки. Против этого выступают ортодоксы и хасиды. Они требуют, чтобы их
раби Ш. Шрайбер разослал по всем еврейским общинам Галиции строгое письмо
с призывом к своим сторонникам не посещать митинги, устроенные прогрессивными
евреями, добиться того, чтобы ни один еврей не отдал свой голос на выборах
за этих отступников от еврейства, за кандидата Левенштейна, чтобы все
голосовали за раби Шрайбера». В результате такой агитации со стороны консерваторов
раби Ш. Шрайбер был избран в австрийский рейхсрат от восточно-галицийского
избирательного округа Коломыя-Бучать. Будучи депутатом от названного округа,
Шрайбер вошел в клуб польских парламентариев и постоянно поддерживал польских
депутатов во всех их вопросах.
Депутату Ш. Шрайберу удалось с помощью польских парламентариев поставить
вопрос о введении в Галиции нового Устава для еврейских общин края, в
котором раввины еврейских общин получили ведущую роль в жизни еврейства.
В 1882 г. ортодоксы собрали съезд всех раввинов еврейских общин края.
Предложенный устав для еврейских общин обсуждался несколько месяцев. В
начале 1883 г. рабин Ш. Шрайбер внезапно умер. Дебаты над проектом нового
устава прекратились. Они возобновились лишь в 1908 г. Но и в этот раз
окончательного решения по новому уставу принято не было.
В конце 90-х гг. некоторые приверженцы ортодоксов активно выступали против
распространения идей сионизма. В учрежденном ими двунедельнике на иврите
под названием «Кол Махзике га Дат», ортодоксы и их сторонники вели упорную
борьбу против распространения идей сионизма. Но эта борьба не увенчалась
успехом. В начале ХХ в. среди религиозных евреев Галиции все более популярными
стали идеи религиозного сионизма. Эту идею подхватили некоторые раввины
и их сторонники в Вильнюсе и Белоруссии. В марте 1902 г. по инициативе
карлинского раввина Ицхака-Якова Рейнеса было созвано общее собрание раввинов
и других представителей ортодоксального иудаизма в Вильнюсе. Собрание
было превращено в большую конференцию сторонников религиозных евреев,
сочувствующих идеям сионизма. На этой конференции было провозглашено создание
Всемирной организации религиозных евреев, сочувствующих идеям сионизма.
В этом же году была образована фракция во Всемирной сионистской организации
под названием «Мизрахи» /«Духовный центр»/. Девизом этой организации стал
лозунг: «Земля Израиля для народа Израиля согласно Торе Израиля».
Партия «Мизрахи» распространила свое влияние на многие районы Галиции
и всего Прикарпатья. Перед первой мировой войной в Восточной Галиции функционировало
26 организаций «Мизрахи». Ее возглавил раби Хешель Фарбштейн, а после
войны руководителем партии «Мизрахи» стал раби Иегуда Лейб Фишман /«Маймон»/.
Под его руководством «Мизрахи» стала важнейшим фактором всей политики
Всемирной организации сионистов.
Рабочие организации
Экономические потрясения, охватившие Галицию в 70– 80 гг. XIX в. первыми
почувствовали на себе евреи-рабочие и служащие нефтяной, озокеритной,
лесопильной и пищевой промышленности, а также ремесленники и подмастерья.
Многие промышленные предприятия закрылись, в городах и местечках края
появилось много безработных. Голод и нищета стали повседневным явлением
трудящихся масс. Выходом из создавшегося положения стала массовая эмиграция
людей в поисках хлеба в другие страны. С 1880 по 1910 г. из городов и
сел Австрийской монархии, главным образом из Галиции, выехало 337 тыс.
евреев. Они составили 85% всех эмигрантов монархии и 30% всех уехавших
в поисках лучшей жизни из Галиции [1].
Однако эмиграция еврейского населения не ослабила социальные противоречия
в Галиции. Они в конце века еще более углубились. Это стало причиной того,
что еврейские рабочие все активнее включались в общепролетарское движение
за улучшение своего положения. В 1870 г. произошли первые забастовки рабочих
львовских еврейских типографий. В следующем году забастовали портные,
пекари и швеи мануфактуры талесов в Коломые. В начале 80-х гг. прошла
волна забастовок: в нефтяной промышленности, ремесленных мастерских Дрогобыча,
Львова и других городов Галиции. В ходе забастовок рабочие создавали кассы
взаимопомощи, кружки политических партий. В 1880 г. Соломон Рубинштейн
организовал «Еврейский Союз рабочей взаимопомощи» как филиал «Всеавстрийского
объединения польских рабочих» под названием «Сила». В 1891 г. «Сила» была
создана во Львове и других городах Галиции. В октябре 1897 г. на нелегальном
съезде в Вильне был создан Бунд (Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве,
Польше и России). Бунд входил в состав социал-демократической рабочей
партии. С начала ХХ в. деятельность Бунда сосредоточилась на политической
работе, и он стал одним из важнейших факторов еврейской общественной жизни.
В ноябре 1914 г., когда стала очевидной угроза вторжения германских войск
в Польшу, центральный комитет Бунда организовал в Варшаве Комитет бундовских
организаций Польши.
После I мировой войны, когда в Варшаве возобновилось издание бундовской
газеты «Голос Бунда», снова дошло до переговоров между представителями
Еврейской социал-демократической партией (ЕСДП) и Бундом. 18-19 января
1919 г. по инициативе Стрыйской организации ЕСДП была созвана очередная
конференция делегатов ЕСДП, на которую прибыли представители от 12 городов
Восточной Галиции. После долгих дискуссий представители обеих партий пришли
к выводу, что в интересах обеих партий ЕСДП Галиции и Бунда объединиться
в единую партию. 9-10 апреля в Кракове состоялась IV конференция делегатов
бундовских организаций в Польше. На этой конференции, преобразованной
в съезд, было провозглашено объединение ЕСДП Галиции с Всеобщим еврейским
рабочим союзом Бунд в Польше. В Президиум объединенной партии были избраны
Екатиель Портной, Маер Вассер, Эфраим-Лазар Залманович, д-р Й. Бросс и
Мойсей Шапир из Галиции. В принятом уставе партий было указано, что наряду
с названием Всеобщий еврейский рабочий Союз в Польше — Бунд сохраняется
также в скобках ЕСДП Галиции и Буковины. Большинством голосов делегатов
Бунд в Польше вышел из II Интернационала, и после долгих дискуссий было
принято постановление большинством голосов приступать к II Интернационалу.
Против этого Постановления голосовали И. Портной, В. Михалевич, В. Медем,
Г. Эрлих и В. Альтер. В III Интернационал Бунд в Польше принят не был.
Через 21 год самые авторитетные руководители Бунда в Польше Г. Эрлих и
В. Альтер были убиты в сталинских казематах. Остальные члены еврейских
рабочих партий погибли в огне Холокоста.
СИОНИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ГАЛИЦИИ
Предшественниками сионистских организаций в Галиции были палестинофилы.
Они появились в Галиции и Буковине раньше, чем в России, в 70-х гг. XIX
в. Этому способствовали политические события в Австрийской монархии в
70-х гг., изменившие условия жизни евреев в Восточных провинциях империи.
В 1867 г. в Австрии была введена новая конституция, провозглашавшая создание
двуединой Австро-венгерской монархии Габсбургов. Галиция и Буковина стали
автономными краями империи. Евреи получили политические и гражданские
права. Однако, процесс эмансипации евреев сопровождался усилением волны
антисемитизма. В Венгерском городе Тисаэсларе кровавый навет на евреев
привёл в начале 80-х гг. к массовым антиеврейским эксцессам. Неблагополучным
было и положение евреев в Галиции. Местная администрация, состоящая в
основном из представителей польских помещиков и буржуазии, делала все
для того, чтобы снова вернуть евреев к прежнему бесправию.
В этих условиях многие представители еврейской интеллигенции, которые
раньше склонны были стать на путь ассимиляции, стали сознавать, что подлинное
равноправие евреев в диаспоре невозможно. Эти идеи проповедовали философ
и писатель из Вены Натан Бирнбаум (1864– 1937), его товарищи по Венскому
университету Р. Бирер и М. Шнирер, рабби Озиаш Тоон из Кракова, Адольф
Штанд из Львова и другие. Под влиянием, как этих идей, так и растущего
антисемитизма, в городах Галиции и Буковины стали возникать палестинофильские
группы содействия переселению евреев в Палестину, организации «Ховейвей
Цион», «Юнг Исраэль» (Молодой Исраэль), «Микра кодеш» и другие.
Первое общество колонизации Палестины и Сирии под названием «Цион» и общество
«Эрец Исраэль» возникли во Львове, общества «Бнай Цион» (дети Сиона) —
в Ярославе, Ланцуте, Дрогобыче и других местах Галиции. Вскоре возникло
просионистское объединение еврейских женщин Галиции под названием «Дебора»,
во главе с С. Вассерманом.
Создание Еврейской Народной партии Галиции
23-25 апреля 1893 г. во Львове происходила Конференция представителей
палестинофильских обществ Галиции и Буковины. На конференции было провозглашено
создание «Еврейской народной партии Галиции», целью которой стало «возрождение
еврейского народа и еврейского общества в Палестине». Средствами достижения
поставленной цели были: пропаганда национальной идеи и распространения
древнееврейского языка как средства общения между евреями, ознакомление
всех евреев и неевреев с историей и литературой еврейского народа с помощью
педагогического общества и частных школ и курсов, обучение юношей и девушек
на древнееврейском языке бесплатно, открытие библиотек и читален, издание
дешевых книг и брошюр, учебников на древнееврейском языке.
Провозглашенная программа партии предусматривала: «добиться большинства
представителей народной партии в руководстве еврейских религиозных общин
(кагалов), изменения политики кагалов в направлении секуляризации образа
жизни еврейского общества, организации ряда кооперативов, дешевого кредита
для торговцев и ремесленников; активизировать культурно-просветительскую
работу и пропаганду идей сионизма среди еврейской общественности».
Конференция утвердила предложенный устав «Еврейской народной партии Галиции»
и избрала Исполнительный Комитет в составе А. Зальца (председатель партии),
А. Коркиса (заместителя председателя), Л. Мауша (секретаря) и четырёх
членов правления. Печатными органами партии стали газета «Пшишлосць» («Будущее»)
на польском языке «Гаам» («Народ»). Издателями и ответственными редакторами
обеих газет стали А. Штанд и А. Коркис.
В первой половине 90-х гг. число палестинофильских обществ увеличилось
и составило в 1995 г. — 49. В каждом городе Галиции было создано общество
«Цион» или «Бнай Цион», группы «Ховейвей Цион» и другие. Они провели большую
работу по содействию созданию ряда сельскохозяйственных поселений в Палестине.
В 1892 г. группа членов общества «Цион» основала в Верхней Галилее поселение
«Махнаим», организовала там кибуц того же названия. К сожалению, жители
поселения не выдержали трудности, связанные с устройством хозяйства, и
покинули его после трёх лет. Они вернулись туда лишь в начале первой мировой
войны.
В 1892 г. было создано сельскохозяйственное поселение «Реховот». В нём
поселилось 42 семьи из Галиции и Буковины. Материальную помощь им оказывали
члены общества «Цион» из Дрогобыча и Львова.
К 1895 г. число членов во всех палестинофильских обществах Галиции составило
2412 человек. Возникла необходимость упорядочения их деятельности. В ноябре
1895 г. была созвана 3 конференция представителей Еврейской партии Галиции
и палестинофильских обществ региона. На конференцию во Львов прибыло 52
представителя из Галиции и Буковины. На первом же собрании делегатов,
4 ноября 1895 г. было провозглашено изменение названия партии: Вместо
«народной» она стала называться «Партией сионистов Галиции». Во главе
партии стали А. Зальц (председатель), его заместителем был избран доктор
Д. Хешелес, секретарями партии были избраны Д. Мальц и Г. Бадер.
Теодор Герцль, Базельский конгресс
и палестинофилы Галиции
В 1896 г. в Галиции появилась на немецком языке брошюра Теодора Герцля
«Дер Юденштадт», произведшая ошеломляющее впечатление на многих читателей
— евреев и неевреев. В том же году она была переведена на многие европейские
языки, в том числе на польский и русский. Под влиянием Т. Герцля в Галиции,
как и в других регионах Австро-Венгрии, число сочувствующих палестинофильскому
движению резко увеличилось.
Возникла необходимость созвать съезд представителей всех сионистских организаций
стран Европы и Америки с тем, чтобы создать Всемирное объединение сионистов.
С таким предложением к Теодору Герцлю обратились активисты сионистских
организаций Галиции и Австрии, в частности руководитель общества «Юнг
Исраэль» Озиаш Тоон из Кракова, А. Коркис из Львова и другие. Такую идею
высказали и другие активисты сионистского движения Австро-Венгрии, Германии
и России.
По их инициативе была созвана в марте 1897 г. малая конференция палестинофильских
обществ Австро-Венгрии, в том числе и Галиции, организаций «Ховейвей Цион»
ряда стран Европы. На конференции было решено провести съезд сторонников
Т. Герцля в Мюнхене (Германия). Против этого решения выступили еврейские
ортодоксы городов Франкфурта на Майне, Хальберштата. Их поддержали раввины
реформистских общин Берлина, Мюнхена и Бреслау (Вроцлава). Они решительно
осудили идеи Т. Герцля, утверждая, что такие идеи глубоко чужды традициям
иудаизма. Против созыва Конгресса сионистов выступили также ортодоксы
иудаизма из Варшавы и Кракова. Однако многие сторонники Герцля настояли
на проведении Конгресса сионистов. В конце августа такой форум был созван,
правда, не в Германии или Австро-Венгрии, где ортодоксы иудаизма пользовались
значительным влиянием, а в Швейцарии.
29 августа 1897 г. в Базеле начал работу Конгресс представителей большинства
палестинофильских и сионистских организаций стран Европы и Америки. В
нем участвовало 197 делегатов из 16 стран. 66 делегатов (одна треть) были
представителями из России (вместе с выходцами из этой страны). Среди них
были А. Гринберг (Одесса), П. Шалит и Д. Шварцбарт (Рига), М. Гордон (Ростов),
М. Усышкин (Екатеринослав), С. и Г. Лурье, Я. Бернштейн-Коган, М. Мандельштам,
М. Хакоен, Р.Ш. Могилевер, С.П. Рабинович, Я. Ясиновский (Варшава), С.
Темкин, Г. Розенбаум (Минск) и др. Галицию и Буковину представляли руководители
обществ «Цион» во Львове А. Зальц, А. Штанд, М. Брауде, О. Тоон (Краков),
З. Бромберг (Тарнов), Д. Фарбштейн, М.Э. Эренпрайс, А. Коркис, Ш. Пинелес.
По предложению делегатов из России, Галиции, Германии и Австрии было объявлено
о создании Всемирной организации сионистов. На Конгрессе были заслушаны
доклады «О положении евреев в странах Европы» (д-р Макс Нордау), «Об идейных
основах сионизма» (д-р Натан Бирнбаум). Вопросы колонизации Палестины
осветил в реферате В. Бамбусс из Вены; финансовые проблемы — М. Бодснхаймер;
материальной помощи колонистам в Эрец Исраэль — Гирш Хильдесмаймер; о
проблемах развития еврейской литературы и культуры говорил М. Эренпрайс.
Конгресс принял программу, где главная цель была определена таким образом:
«Сионизм стремится создать для еврейского народа обеспеченное публичным
правом убежище в Палестине. Для достижения этой цели Конгресс рекомендует:
1) содействие поселению в Палестине евреев-земледельцев, ремесленников
и рабочих; 2) организацию и объединение всего еврейства с помощью местных
и международных учреждений в соответствии с законами каждой страны; 3)
укрепление и развитие еврейского национального чувства и национального
самосознания;
4) предварительные меры для получения согласия правительства на осуществление
целей сионизма».
Базельская программа стала основным документом действия сионистских организаций.
31 августа 1897 г., в последний день работы Конгресса был сформирован
Исполнительный Комитет Всемирной организации сионистов. Он состоял из
23 членов. В него вошли 8 представителей из России, 5 — из Галиции и Буковины:
А. Зальц, А. Штанд, М. Брауде, О. Тоон и Ш. Пинелес. Президентом организации
был единогласно избран доктор Теодор Герцль.
Финансовой основой сионистского движения стали созданный по решению Первого
и Второго Конгрессов Еврейский колониальный банк и Еврейский национальный
Фонд (Кепен каеметле Исраэль), отделения которых были созданы во многих
городах Австро-Венгрии, в том числе н в Галиции и Буковине.
Сионистское движение стало быстро развиваться. Этому способствовали активная
дипломатическая деятельность самого Т. Герцля (переговоры Т. Герцля с
Великим герцогом Баденским, султаном Турции Аддул-Хамидом II, германским
императором Вильгельмом ІІ, министрами русского правительства В. Плеве
и С. Витте), а также динамизм организационной структуры Всемирной сионистской
организации.
В городах Галицим появились сионистские организации женщин, сионистские
кружки студенческой и ученической молодежи, религиозных евреев, объединенные
в сионистскую организацию «Мизрахи», зародилось юношеское сионистское
движение «Цеирей Цион», Помера Цаир» («молодая стража»), целью которой
было «моральное и физическое возрождение народа», переселение его в Эрец
Исраэль.
В 1904– 1907 гг. позиции сионистской партии Галиции укрепились. Она стала
частью Сионистской партии Австрии. Она имела свой печатный орган на польском
языке под названием «Вехуд», под редакцией Леона Райха.
В конце XIX– начале XX в. экономический кризис (1900– 1903 гг.) резко
ударил по слабой экономике Галиции. От экономических потрясений более
всех страдали трудящиеся евреи. Ремесленники и мелкие торговцы, подмастерья
и рабочие страдали и от бойкота еврейских предприятий, организованного
польскими и украинскими конкурентами, антисемитами. Число безработных
евреев, людей без определенных профессий и занятий, резко увеличивалось.
Нищета охватила широкие массы еврейских трудящихся. Десятки тысяч евреев
в поисках лучшей доли старались эмигрировать в другие страны. Однако социальные
противоречия в городах и местечках Галиции не ослабли. В этих условиях
все более популярными стали идеи скорого переселения не только в древнюю
родину Эрец Исраэль, но на любую другую территорию Африки или южную Америку.
Эти планы стали особенно актуальными после кровавого Кишиневского погрома
в 1903 г. Отдельные видные деятели всемирной сионистской организации ухватились
за план, предложенный министром иностранных дел Англии Джозефом Чемберленом,
поселить евреев из Восточной Европы в Британской колонии Восточной Африки,
в сегодняшней Кении, ошибочно названной Угандой.
Проект автономного поселения евреев в Уганде был подхвачен еврейско-английским
писателем И. Зангвилом, Н. Сыркиным и другими. Но этот план вызвал оппозицию
со стороны видных деятелей сионистов России во главе с Ехиил Членовым,
деятелей сионистской организации Галиции О. Тоона, А. Штанда и другими.
Против Угандийского плана выступили также религиозные сионисты, объединенные
в партию «Мизрахи». В результате этого планы организации переселения евреев
Галиции, Украины и Польши в Африку провалились.
Еврейское социалистическое движение охватило в начале XX в. многих сторонников
сионизма. Идеологами социалистических идей в сионизме были Бер Ворохов
(І868– І9І7), Нохман Сыркин (1868– 1924). В Польше и Галиции эти идеи
популяризировал Яков Виткин (А. Зарубавел) (1886– 1976). Они выдвинули
идею органического единства теории научного социализма и сионизма, считали,
что массовое переселение евреев в Эрец Исраэль является социальной закономерностью,
ибо только там, в Эрец Исраэль евреи смогут построить общество, основанное
на справедливых трудовых отношениях. Сторонники этих идей собрались в
1903 г. на конференцию в Краков, где в течение двух дней обсуждали идеи
«сионистского социализма». Через год состоялся повторный форум рабочих
сионистов. На этот съезд прибыли представители многих сионистских организаций
из разных мест Галиции, и тогда было провозглашено создание Сионистской
рабочей партии «Поалей Сион» («Трудящихся Сиона»). Одним из лидеров партии
стал выдающийся историк Ицхан Шипер (1884– 1943). Сионистская рабочая
партия начала издавать свой печатный орган «Дер идишер арбетер» (І905–
І9І4 гг.) под редакцией Саупа-Рафаэля Ландауеча. Газета повела идеологическую
борьбу против еврейских социалистов и ассимиляторов. Она также выступала
против возникшей рабочей партии — сионистов-социалистов, работавшей за
идею «территориализма», т.е. сторонников планов переселения евреев на
какую-либо свободную территорию в Африке или Южной Америке. В 1906 г.
в Австрии было введено всеобщее избирательное право. Еврейское население
монархии отдельной национальной курии на выборах не имело, и его партии
продолжали плестись в хвосте польских, украинских или немецких парламентских
клубов. Сионисты Галиции считали такое положение ненормальным и в этом
же году И. Тоон, А. Штанд поставили на проходившей конференции сионистов
Галиции вопрос «Об участии сионистов в борьбе за политическое представительство
еврейства в парламентских и муниципальных учреждениях стран диаспоры».
По их инициативе конференция приняла решение о создании Еврейской национальной
партии, которая должна представлять и защищать интересы евреев края. На
этом основании сионистская партия Галиции впервые участвовала в выборах
депутатов в австрийский рейхсрат и добилась успехов. За представителей
Еврейской национальной партии Галиции проголосовало 30 000 голосов. Депутатами
от сионистов Галиций стали А. Штандт, профессор А. Маллер и Г. Габель.
Буковинские сионисты провели в парламент В. Штраухера. Вместе они образовали
единый парламентский клуб, к которому иногда присоединялись и остальные
еврейские депутаты: от социалистов Г. Диаманд и А. Либерман, а от ассимиляторов
— Н. Левенштейн. Совместными усилиями им подчас удавалось защитить интересы
еврейских избирателей Галиции и Буковины.
В 1911 г. происходили очередные выборы в австрийский парламент. Польские
господствующие круги в Галиции, чтобы не допустить победы сионистов, активно
выступавших против депутатов «польского клуба», сумели договориться со
сторонниками еврейских ортодоксов и ассимилянтов и с их помощью провалили
представителей сионистской партии. Победителями оказались еврейские ортодоксы
и ассимиляторы, которые, как и раньше поддерживали «польского кола». Но
от этого антисемитская пропаганда депутатов польского клуба во главе с
ксендзом Стояновскимне ослабла.
Начало Первой мировой войны, в конце июля 1914 г., поставило евреев Галиции
в исключительно тяжелое положение. Осенью 1914 г. австрийские войска потерпели
поражение и Российская армия сумела оккупировать всю Восточную Галицию.
Большинство еврейского населения, опасаясь грабежей и погромов со стороны
антисемитски настроенных солдат и офицеров российской армии, устремились
эвакуироваться в западные районы монархии. Сионистская организация Восточной
Галиции прекратила свою деятельность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Feldman Wilhelm. Geschichte der politischen Ideen in Polen seit desen
Teilungen 1795– 1914, Krakau, 1904, s. 115.
2. Ibidem.
3. Caіa Alina. Asimilacja џydуw w Krуlewstwie Polskim /1864– 1897/, Warszawa.
1991. S. 58 і inne.
4 Byk Oswald. Dr Emil Byk. Wiedeс. 1907. S. 8, 15.
Majer. Dzieje џydуw w Galicji. Lwьw. S. 190- 194.
6. Центральный Государственный Исторический архив Украины во Львове. Ф.
146, оп. 7, д. 4256, л. 1– 8.
7. Ibidem.
8. Сіnema J. Historia Sionisma (na idysz). Paryџ. 1947. T. I. S. 514–
520.
9. Ibidem. S. 592.
10. Wrуbel Piotr. Zarys dziejуw џydуw na ziemiach Polskich /1880– 1918/.
Warszawa. Uniwersytet. 1991. S. 53.
11. Piasecki H. Sekcja џidowska PPSD i џidowska p№rtia socjalno-demokratycna.
Warszawa – Krakуw. S. 44, 54.
12. Ibidem. S. 11, 27 i іnne.
13. Ibidem. S. 330.
14. Дашкевич Я. Еврейско-украинские взаимоотношения в Восточной Галиции
/конец XІX– начало XX в./. – Исторические судьбы евреев в России и СССР.
Начало диалога. Москва. 1992, С. 265– 271.
15. Там же.
16. Ріаsеckі H., S. 330- 332.
17. Хонигсман Яков. К столетию Базельского Конгресса. Киев, 1997, с. 14–
17.
18. Там же.
19. Там же.
20. Там же.
21. Цинеман Яков. История сионизма /идиш/. Париж. 1947, том. 1, с. 286,
том 2.
22. Там же.
23. Там же.
24. Tomaszewski J. Organizacje sjonistyczne w Polsce. Rкkopis. Biblioteka
џydowskiego Institutu Historycznego w Warszawie. 1989. S. 2– 8.
25. Ibidem.
|