204
НОВАЯ ФАЗА
РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
(Отрывок)
Русская литература начинается, собственно говоря, не ранее XVIII
века, то есть с реформы Петра I. Она, как новая Минерва, вышла из этой реформы,
вооруженная с ног до головы дипломами и в академическом мундире. Она не
переживала наивного периода, свойственного нормальному росту. Она зарождается в
сатирах князя Кантемира, пускает корни в комедиях Фонвизина и достигает своего завершения в горьком смехе
Грибоедова, в беспощадной иронии Гоголя и в духе отрицания новой школы, не знающем ни
страха, ни границ.
Единственный великий поэт и великий художник, который по своему
звучанию и всеобъемлющему стиху, по своей эстетической уравновешенности мог бы
составить исключение, — это Пушкин, и именно он нарисовал нам печальный и вполне
национальный образ Онегина, лишнего человека.
Правда, до насаждения цивилизации были зародыши иной
литературы; но эта последняя не имела ничего общего с литературой цивилизованного
периода. Язык, даже самые печатные буквы — все было иное. Это была простая,
бедная литература, в которой слышались первые отзвуки чисто народного лиризма и
благочестивые размышления беглых и преследуемых раскольников. Это были плавные,
печальные, меланхолические песни; иногда, впрочем, они отражали порывы
безумного веселия. Что же касается до религиозных произведений, то они всегда
отличались мрачным, суровым, аскетическим характером.
205
Благодаря кормилицам, нянькам, разным престарелым крепостным
песни проникали иногда и в цивилизованное общество; подпольная же
литература раскольников оставалась скрытой в лесах, в недрах общин, в
достаточной мере отдаленных, чтобы избегнуть двойного надзора — православной
полиции и полицейской церкви. Лишь в последнее время стали записывать эти песни
и эти мелодии из уст самих крестьян...
Первый значительный, серьезный, продолжительный литературный
успех выпал на долю комедий Фонвизина написанных в середине царствования Екатерины II.
Фонвизин, человек весьма образованный, философ, в том
понимании, которое придают этому слову энциклопедисты, сам принадлежал к
высшему обществу; пробыв довольно продолжительное время при русском посольстве
в Париже, он не мог сдержать своего сатирического вдохновения при виде этого
полуварварского общества с замашками утонченной цивилизации. Он попытался
воспроизвести эту удивительную смесь на сцене, и это удалось ему в совершенстве.
Публика помирала со смеху, видя себя осмеянной без всякой пощады. Успех
«Бригадира»1 был
чрезвычайный, полный. Князь Потемкин, при всех своих недостатках, далеко не
лишенный известной широты взглядов, встретил автора после первого представления
«Бригадира», взял его за руку и сказал, глубоко взволнованный: «Фонвизин, умри теперь».
Но Фонвизин сделал лучше: он написал другую комедию. Успех
«Недоросля» значительно превзошел успех «Бригадира». Это произведение
сохранится навсегда в русской истории и литературе, как картина нравов русского
дворянства, перерожденного Петром I.
Этот первый смех (сатиры князя Кантемира представляли собой лишь
подражания) далеко отозвался и разбудил целую фалангу великих насмешников, и
их-то смеху сквозь слезы литература обязана своими крупнейшими успехами
и большею частью своего влияния в России.
Смех, это самобичевание, был нашим искуплением, единственным
протестом, единственным мщением,
206 возможным для нас, да и то
в весьма ограниченных пределах.
Как только сознание пробудилось, человек с отвращением увидел
окружавшую его гнусную жизнь: никакой независимости, никакой личной
безопасности, никакой органической связи с народом. Само существование было
лишь своего рода общественной службой. Жаловаться, протестовать — невозможно!
Радищев попробовал было. Он написал серьезную, печальную, полную слез книгу. Он
осмелился поднять голос в защиту несчастных крепостных. Екатерина II сослала его в Сибирь, сказав, что он опаснее
Пугачева. Насмехаться было менее опасно: крик ярости принял личину смеха, и вот
из поколения в поколение стал раздаваться зловещий и безумный смех, который
силился разорвать всякую солидарность с этим странным обществом, с этой нелепой
средой, и который, боясь быть смешанным с нею, указывал на нее пальцем. Не
существует, кажется, другого народа в мире, который вынес бы это, и литературы,
которая бы так дерзала. Единственное исключение представляет, быть может,
Англия, но при этом следует заметить, что великий смех Байрона и горькая насмешка Диккенса имеют пределы, наша же
неумолимая ирония, наш страстный самоанализ ни перед чем не останавливается,
все разоблачает без всякого страха, так как у него нет ничего святого, что он
мог бы профанировать. Система воспитания Петра I принесла свои плоды.
Самый большой литературный успех после комедий Фонвизина, и при этом лет пятьдесят — шестьдесят спустя,
выпал, как и следовало ожидать, на долю произведения подобного же рода. В этот
промежуток не появилось ничего значительного. Денационализированная русская
мысль, смутная, нерешительная, без инициативы, всецело подражательная,
склоняясь то в сторону мартинизма, то в сторону энциклопедизма, порождала
произведения слабые, бесцветные, натянутые, которые и тогда мало читались, а
теперь совсем позабыты.
Комедия Грибоедова1 появилась
под конец царствования Александра I ; своим смехом она связывала самую блестящую эпоху
тогдашней России, эпоху надежд
207 и возвышенной юности, с
темными и безмолвными временами Николая.
Чтобы верно оценить значение и влияние произведения Грибоедова в
России, нужно перенестись в те времена, когда первое представление «Женитьбы Фигаро»
имело во Франции значение государственного переворота.
Комедию Грибоедова читали, заучивали наизусть и переписывали во
всех уголках государства прежде, чем она появилась на сцене, прежде цензорского
дозволения печатать. Николай разрешил постановку этой пьесы, чтобы лишить ее
привлекательности запрещенного плода, и дал свое согласие на отпечатание ее в
сокращенном виде, чтобы противодействовать распространению рукописных
экземпляров.
И опять-таки содержанием пьесы является наводящая ужас пустота
высшего русского общества, в особенности московского. Но это было уже не доброе
старое время, когда писал Фонвизин, — за полстолетие совершилось много перемен.
Краски уже не так ярки, и не так уже весел смех. Высший свет Грибоедова лучше
подделывается под Париж, хотя от него все еще несет на десять шагов русской
кожей.
Таково было в начале нашего века это высшее московское общество,
о котором на Западе составилось фантастическое представление, как о старых
боярах, упорствующих в своей оппозиции, имеющих хотя и ошибочные, но
все же убеждения. О нем можно составить себе довольно правильное понятие,
познакомившись с замечательными письмами мисс Вильмот, напечатанными в
приложении к «Запискам» княгини Дашковой.1
Грибоедов, родившийся в 1795 году, принадлежал к этой же среде, и ему не было
нужды оставлять свой отчий дом, чтобы увидеть собственными глазами эти призраки
сановников в отставке, прикрывающие орденами и звездами целые бездны
неспособности, невежества, тщеславия, угодливости, надменности, низости и даже
легкомыслия; и вокруг этих покойников, которых позабыли похоронить, целый мир
клиентов, интриганов, тунеядцев,
208 влачащих существование,
исполненное формализма, этикета и лишенное всякого общественного интереса.
Не велик промежуток между 1810 и 1820 годами, но между ними
находится 1812 год. Нравы те же, тени те же; помещики, возвращающиеся из своих
деревень в сожженную столицу, те же. Но что-то изменилось. Пронеслась мысль, и
то, чего она коснулась своим дыханием, стало уже не тем, чем было. И прежде
всего, в фокусе, в котором мир этот отражается, есть что-то новое, о чем не
думал Фонвизин. У автора есть задняя мысль, и герой комедии
представляет лишь воплощение этой задней мысли. Образ Чацкого, меланхолический,
ушедший в свою иронию, трепещущий от негодования и полный мечтательных идеалов,
появляется в последний момент царствования Александра I, накануне восстания на Исакиевской площади;
это — декабрист, это — человек, который завершает эпоху Петра I и силится разглядеть, по крайней мере на горизонте,
обетованную землю... которой он не увидит.
Его выслушивают среди молчания, так как общество, к которому он
обращается, принимает его за сумасшедшего — за буйного сумасшедшего — и за его
спиной насмехается над ним.